О теракте в Волгограде, проблеме терроризма и «преступности без национальности» — протоиерей Димитрий Климов, настоятель Свято-Никольского храма города Калач-на-Дону Волгоградской области.
Нашу область посетила большая беда. 21 октября произошел страшный, чудовищный теракт, который коснулся каждого из нас. Раньше, когда мы слышали новости о терактах, это было в других городах, это было так далеко, и мы не думали, что оно подойдет так близко к нашим дверям.
На днях я ездил отпевать в село Степное одну из девочек, которая погибла там, Юлию. И я, священник, который 16 лет служит, видит очень много похорон, прощаний, людского горя, когда зашел в дом, где прощались с Юлечкой, услышал детское рыдание. Трехлетний ребенок кричал: «Мама, где ты, почему ты больше никогда не придешь теперь?» Когда я услышал это, я сам заплакал и вышел из комнаты, потому что не мог это перенести. Первый раз я видел, чтобы трехлетний ребенок так рыдал над смертью своей матери.
Почему происходит так, что одни люди считают себя вправе доказывать истинность своих убеждений, своей веры силой взрывов, насилием? Это очень сложный вопрос. Единственное, что я могу сказать: мы уже находимся на грани общественной, социальной, гражданской проблемы, решать которую мы призваны все вместе. И решать не простым замалчиванием проблемы, не ретушируя недостатки и гноящиеся раны, а каким-то другим способом.
Когда мы говорим о том, что «преступность не имеет национальности» — это неправда. Мы видим, что национальность имеют преступники, национальность имеют и жертвы этих преступников. Как та, так и другая национальности довольно четко обозначены. Мы понимаем, что публичный разговор об этом грозит еще большей эскалацией насилия, местью, погромами — и всем нам не хотелось бы допустить их. Но еще раз повторю: просто замалчивать эту проблему невозможно!
Христианство учит, что если ударили тебя в правую щеку, то ты должен обидчику обратить и левую, если сделали тебе какое-то зло, ты имеешь право добром ответить человеку, молиться за тех, кто тебя проклинает, добром ответить тем, кто тебе творит напасти. И человек, когда речь идет о его личных врагах и обидчиках, имеет право поступить по этим христианским заповедям. Но эти заповеди отнюдь не значат того, что человек, видя насилие над другим человеком, над ребенком, над женщиной, над девушкой, которая не может сама себя защитить, над любым другим человеком, должен проходить мимо, и бросать через плечо человеку подобные посылы: «ударили тебя в одну щеку, обрати другую». В этой ситуации человек имеет право вмешаться и даже насилием прекратить это насилие по отношению к другому.
Русский народ воспитан веками на христианских добродетелях, на том, чтобы не отвечать злом на зло, а стараться добром ответить на зло. Но есть другие народы, которые основывают свою культуру совсем на других принципах. И если мы допускаем в своей стране жизнь по таким принципам, то нам так и придется постоянно быть в числе жертв этих людей.
Когда я приехал с погребения Юлии, у которой осталась трехлетняя дочь, моя жена нашла ее страницу «ВКонтакте». Там ее фотография, фотографии ее дочерей. И на стене ее страницы множество надписей, комментариев лиц вполне определенной национальности, вполне определенного вероисповедания. Эти слова мне страшно было читать, повторять и записывать, и я до сих пор не могу понять, как кто-то мог брать и умершему человеку писать «Прямиком тебе дорога в ад». За что такая ненависть? Откуда она возникает у этих людей? И это люди, которые ходят по тем же улицам, по которым ходим мы, чьи дети учатся в тех же школах, в которых наши дети учатся. С этим я смириться не могу.
Христианство не может призывать к насилию, мести. Однако к чему-то призвать и как-то отреагировать на это мы должны.
Мы должны быть сильны своей верой, своей любовью, чистотой, верностью заповедям Христовым — а не кровавой местью. Не умением резать кому-то горло и пускать кровь, а культурой, добродетелями. Русский народ никто никогда уважать не будет, пока он сам не начнет себя уважать. Пока он сам не перестанет убивать себя посредством абортов, пока мы не перестанем уничтожать себя просто разрушением института семьи как таковой, потому что разводов у нас уже 70%. Пока мы не перестанем беспробудно пить, блудить — изменять своим женам и мужьям, до тех пор и никто из окружающих нас народов тоже уважать нас не будет.
Чтобы мы воскресли из этой бездны греховной, за которую нас, видимо, Бог наказывает подобными бедами, надо, чтобы наши дети имели возможность узнать что-то о православии, христианстве, о вере, которую через крещение приняли. Я требую, чтобы наши дети получили возможность изучать и узнавать свою веру в рамках школьной программы. Первые шаги в эту сторону сделаны, но они так и остаются первыми шагами — робкими и неэффективными.
Еще я хотел бы обратиться к представителям исламской культуры, к исламским духовным лидерам. Постарайтесь, чтобы ваши последователи, ваши духовные ученики были преданы настоящим основам настоящего традиционного ислама. Если вам не хватает на это умения, то повышайте свою квалификацию проповедничества. Если вам не хватает на это какой-то возможности, то требуйте эту возможность у властей, которые находятся в традиционных исламских республиках и областях нашей страны.
Я считаю, что произошедшее несчастье — не просто повод назначить трехдневный траур в нашей стране, а это повод воззвать к своей душе, это повод привести ее к покаянию, примириться с Богом, чтобы мир Божий вошел в наши сердца и в наши семьи. И там, где будет мир Божий, там меньше будет смертей, бед и насилия.
Я призываю всех христиан молиться о здоровье тех, кто пострадал, находится сейчас с больницах, и молиться о упокоении тех детей, ребят, юношей, девушек, которые погибли в этом теракте, молиться, чтобы их семьям, которые остались без матерей, без детей, Бог дал силы перенести это горе достойно, чтобы Господь утешил их Своим небесным утешением.
Подготовили Леонид Виноградов и Ирина Якушева