Комиссия Московского Патриархата по регулированию студенческого обмена под руководством митрополита Волоколамского Илариона была образована год назад решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. О том, какую роль играет Комиссия в организации иностранных стажировок для студентов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, у кого есть возможность отправиться на учебу за границу, где будут востребованы полученные знания и чего ждут от студентов члены Комиссии рассказывает куратор по учебным заведениям Италии, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко.
— Отец Димитрий, Комиссия Московского Патриархата по регулированию студенческого обмена была создана год назад. Кому принадлежит идея ее организации и каковы цели ее создания?
— Комиссия Московского Патриархата по регулированию студенческого обмена была образована по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Ее цель — координировать международные образовательные проекты в масштабах всей Церкви. Образовательные проекты существовали и раньше, но отбор кандидатов во многом носил случайный характер. Бывало, студенты за рубежом нередко были предоставлены самим себе и не очень ясно понимали, чем будут заниматься по возвращении в Россию. В задачи Комиссии входит следить за тем, чтобы такого не было.
— Каким образом? Если студент занимается наукой не в полную меру своих сил, а растрачивает их на второстепенные дела, то в таком случае предусмотрены какие-то меры воздействия на него?
— Обязанность контролировать весь ход обучения студента возлагается на куратора, и в особых случаях Комиссия имеет полномочия принять решение о досрочном прекращении стажировки. Для предотвращения непредвиденных ситуаций секретариат Комиссии запрашивает у студента годовой отчет с отзывом научного руководителя. На основе этой информации Комиссия ежегодно представляет отчет о своей деятельности Святейшему Патриарху и Высшему Церковному Совету.
— А как обстоят дела со страховкой?
— Медицинская страховка и все необходимые расходы по оплате учебы и проживания покрываются за счет стипендии.
— Комиссия отвечает только за стажировки наших студентов за границей или также будет принимать иностранных стажеров в наших духовных школах?
— Стажировки иностранных студентов в учебных заведениях Московского Патриархата также входят в сферу ответственности Комиссии. Наибольшее внимание при этом уделяется студентам, которые приезжают в Россию по направлению священноначалия Поместных Православных Церквей.
— Какие зарубежные страны и направления сотрудничества приоритетны в работе Комиссии на данный момент и почему?
— В настоящий момент Московский Патриархат имеет наиболее тесное сотрудничество с университетами Греции, Сербии, Румынии, Италии, Германии, Швейцарии и Франции.
Если говорить о приоритетах в плане направлений, на первом месте — изучение богословских дисциплин, патристики и истории Церкви, поскольку приобретенные в этих областях знания в дальнейшем окажутся вполне востребованными в преподавательской, миссионерской и внешнецерковной деятельности наших выпускников.
— Вы возглавляете направление по сотрудничеству с учебными заведениями Италии. В чем именно состоит это сотрудничество и почему сейчас ему уделяется особое внимание?
— На протяжении нескольких десятилетий Комиссия по культурному обмену при Папском совете по содействию христианскому единству ежегодно предоставляет студентам из духовных заведений Русской Православной Церкви стипендии для обучения в крупнейших католических университетах Европы. Для тех, кто хотел бы посвятить себя служению Церкви, это замечательная возможность получить великолепное богословское образование и опыт жизни в самобытной интернациональной студенческой среде.
Прежде всего, учеба в Риме позволяет приобрести уникальный опыт межхристианского общения, дает возможность познакомиться с невероятным богатством традиций древнего и современного христианства, позволяет научиться вести богословский диалог, принимая вызовы современного секулярного мира. С другой стороны, присутствие наших студентов является своего рода миссией, которая позволяет сделать слышимым голос Православной Церкви для широкого круга инославных христиан.
— А если говорить о взаимодействии с духовными школами иных Православных Поместных Церквей?
— Учеба в духовных заведениях Поместных Православных Церквей имеет другие преимущества. Прежде всего, эти контакты жизненно необходимы, как мне представляется, для развития международного сотрудничества в сфере богословском образовании в православном контексте и укрепления внутриправославного единства. Православное богословское образование высокого уровня приносит убедительное свидетельство о вселенскости Православия и может послужить своего рода противоядием против расколов.
— Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве Комиссии с учебными заведениями Ватикана. По каким критериям происходит их отбор, можно ли уже говорить о результатах?
— Сотрудничество с католическими учебными заведениями началось еще в эпоху блаженной памяти митрополита Никодима (Ротова). На всех этапах истории это сотрудничество было чрезвычайно важным для подготовки новых поколений богословов и видных иерархов Русской Церкви.
Для получения стипендии требуется, прежде всего, базовое богословское образование, интерес к изучению иностранных языков и мотивация.
— А каким образом финансируется стажировка?
— Папский совет по содействию христианскому единству ежегодно выделяет определенное количество стипендий на регулярной основе.
— Кто может принять участие в стажировках, которые организует Комиссия, в частности, в стажировках в Италии? Только ли студенты могут воспользоваться такой возможностью или любой человек, который является сотрудником тех или иных церковных структур?
— Стипендии, о которых я упомянул, предоставляются для получения полноценного богословского образования по магистерской или по докторской программе. Это требует от кандидата, я бы сказал, жертвенной готовности учиться всерьез, а затем с любовью служить Церкви, иначе проведенные в университете годы окажутся напрасной тратой денег, времени и сил. Существует также возможности краткосрочных языковых стажировок, которые студенты или сотрудники синодальных учреждений могут проходить без отрыва от основной работы.
— Может ли через Комиссию быть направлен на обучение заграницу человек, не являющийся студентом духовных школ и сотрудником синодальных отделов, который готов обучаться и после этого работать в церковных структурах?
— Я думаю, решающим фактором является готовность по окончании учебы трудиться на благо Церкви. Для этого не обязательно быть семинаристом или сотрудником синодальных учреждений. Мы хотели бы направлять на учебу достойных кандидатов, а по окончании учебы в их лице получать высококвалифицированные кадры.
— Какие именно кадры? Есть ли на них реальный заказ со стороны церковных структур?
— Учебные программы западных университетов предоставляют невероятное многообразие обязательных дисциплин и спецкурсов, как по своей тематике, так и по методологии.
К сожалению, то, что Вы назвали как заказ со стороны церковных структур, не использует в полной мере предлагаемые возможности. Как показывает опыт, с наибольшим удовольствием наши студенты изучают историю Церкви, патристику, литургическое и библейское богословие. А число стажеров в значительной степени зависит от количества предоставляемых стипендий.
— Организация стажировок — дело затратное. Как правило, предполагается, что отучившийся за границей за счет учебного заведения студент должен по возвращении как-то отработать полученные знания. Как обстоят дела с вашими стажировками?
— Я бы подошел к затронутой проблеме с другого конца. Без становления личности богословские знания — как кимвал звенящий. Для успешной учебы на чужбине одной любознательности мало. Необходимо ощущать живую связь с Церковью в лице духовного наставника или школы и чувство сопричастности общему делу.
Председатель Комиссии по регулированию студенческого обмена, митрополит Волоколамский Иларион следующим образом сформулировал эту проблему: «От нас, как священноначалия, студенты ожидают поддержку и мотивацию; в свою очередь от студентов мы ожидаем ответственного подхода, успешного личного результата и, в дальнейшем, творческого вклада в наше общее дело проповеди Христова Евангелия и созидания Его Церкви».
— Согласно регламенту Комиссии, студент, прошедший стажировку, может обратиться к Председателю Комиссии с просьбой о содействии в трудоустройстве или же написать прошение правящему архиерею своей епархии. К сожалению, ситуация такова, что в епархиях нужны священнослужители, а вот образование, связанное, скажем, со знанием языков и прочего, не всегда востребовано. То есть, как священник человек востребован, как специалист — нет. Дает ли сотрудничество с Комиссией некие гарантии дальнейшего трудоустройства или же даже с учетом стажировок человек может оказаться не у дел?
— Одной из задач Комиссии является трудоустройство и участие в дальнейшей судьбе лиц, прошедших обучение за рубежом. Однако я уверен, что творческая личность не может остаться не у дел, поистине «жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9: 37).
— Как и куда стоит подавать заявку тем, кто хочет поехать на стажировку?
— Приём заявок на соискательство осуществляется с 1 сентября по 30 апреля, список необходимых документов можно найти на сайте Комиссии. Направлять прошение необходимо Владыке Председателю.
— К кому могут обратиться с вопросами студенты и преподаватели духовных школ, заинтересованные в том, чтобы их подопечные поехали на стажировку?
— С конкретными вопросами все заинтересованные лица могут обращаться к секретарю и членам Комиссии. Все необходимые адреса и номера телефонов можно найти на нашем сайте http://studexchange.ru/.
— Кого вы категорически не возьмете в число стажеров? Каковы ограничения?
— Ограничений нет. Хотелось бы отметить еще раз, что решающее значение при рассмотрении кандидатуры играет мотивация.