Сегодня российское общество находится в затяжном и глубоком кризисе. Кто-то видит проблему в отсутствии национальной идеи, другие — в социальном расслоении, третьи — в советском наследии. Писатели, политики и общественные деятели пытаются поставить диагноз и назначить лечение, но пока это больше похоже на «ощупывание слона слепцами». А если посмотреть в христианской перспективе? Отвечают священники Русской Православной Церкви.
Читайте также:
Протоиерей Алексий Уминский: Личность перестала быть ценностью
Священник Дмитрий Свердлов о трех бедах России
Священник Константин Кобелев: Тюрьма – как модель общества
Священник Александр Шумский: Контрольный выстрел?
Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:
Не дерзаю брать на себя роль учителя и пророка. Учить общество и власть тому, как надо себя вести — в принципе смешно. Тем более, что я до сих пор не могу понять, что такое общество.
А власть существует на разных уровнях, и думаю, что верховная власть информирована гораздо лучше, чем я, и мои советы для нее будут звучать неуместно.
Я не сторонник того, чтобы кухарка управляла государством. Поэтому к ставшим модными протестным настроениям я отношусь отрицательно. Все требования протестующих — наивные и нелепые. Лагеря оппозиционных кочевников по всей Москве — вообще какой-то детский сад.
Большинство проголосовало за власть — и нет оснований этому результатам не доверять. Так не бывает, чтобы властью были довольны все. У нас в стране существует определенное меньшинство, которое недовольно всем и всегда, кроме ситуации, когда его представители и назначенцы находятся у власти. В последнем случае, правда, оказывается недовольна вся страна.
Совсем недавно, в начале 90-х годов, эти люди у власти уже были. Державе мало не показалось: разрушено государство, шоковая терапия в экономике, народ за чертой бедности, — и так далее.
Как-то быстро у нас забыли 90-е годы. Даже для молодых ребят, студентов, которые в этих протестных лагерях спят в мешках, это просто непростительно. Я понимаю, забыть 1917 или 1937 годы — если двоечники по истории, можно понять. Но это же было буквально только что! Вы что, даже фамилий участников событий не помните?
Самое опасное сегодня для страны — беспамятство и безнравственность.
Конструктивным образом выражать свой протест не только можно, но и необходимо. Например, недавно был принят фашистский закон о суррогатном материнстве. Лично я высказался по этому поводу, используя имеющиеся у меня возможности, и меня даже услышала вся страна. Был бы уместен и массовый протест, но он должен был быть конкретным: например, окружить Министерство здравоохранения и не пускать туда Голикову, пока данный вопрос не будет пересмотрен.
Вот это — протест, а не палатки, сидение на асфальте и крики «долой Путина» и «да здравствуют честные выборы».
Если такой или подобный протест, направленный на конкретное улучшение нашей жизни, кто-то организует, я с удовольствием присоединюсь.
К абстрактным протестам за смену власти — нет. Тем более, за смену на такую власть… Я представляю, что тут устроит какой-нибудь Навальный или другой профессиональный оппозиционер, если станет президентом.
Записала Мария Сеньчукова
Читайте также: