Депутаты всех четырех фракций Госдумы внесли проект заявления палаты в защиту религиозных чувств верующих всех религий, который парламентарии рассмотрят, возможно, уже во вторник. Какое значение имеет этот документ? Является ли он предвестником каких-либо изменений в законодательстве?
Инициативу парламентариев комментирует порталу «Правмир» протоиерей Димитрий Смирнов.
— Отец Димитрий, как вы считаете, нужен ли России новый закон, защищающий религиозные чувства, и не достаточно ли уже имеющихся статей: о вандализме и хулиганстве?
— На мой взгляд, недостаточно. Вспомним, как определённая часть общественности очень быстро «переквалифицировала» хулиганство из уголовного в административное правонарушение. Если же прямо будет указано, что имеет место кощунство на религиозной почве, то уже никто ничего не сможет демагогически возражать. Ведь для чего вообще создаётся закон? Законы пишутся для защиты граждан. В данном случае они нуждаются в защите, и это совершенно очевидно для любого человека, даже атеиста.
— Как по-вашему, что должно быть указано в этом законе?
— Я думаю, должно быть помимо перечня видов кощунств, также обязательно пункт: «и им подобные деяния». Иначе может получиться, что у нас не хватит фантазии предусмотреть все случаи, а ведь те, кто планирует подобные акции — очень умные люди. Тот же Борис Абрамович Березовский — умнейший, говорят, человек, и это нужно учитывать.
— Отец Димитрий, но если мы даём столь широкое толкование понятию кощунства, возникает вопрос: не возникнет ли тут другая крайность? Например, не станут ли новые законодательные инициативы ущемлять права одной религии перед другой? К примеру, если священник скажет о том, что истинна православная вера, а другие — нет — не подпадет ли это, допустим, под «оскорбление чувств мусульман»?
— Мы живём вместе с мусульманами со времён хана Узбека, который принял ислам, и ничего подобного не возникало. Для чего нам высасывать из пальца проблемы, которых не существует?
— Но, может быть, таких проблем не было как раз потому, что не было таких статей?
— Нет, я не думаю. Мы привыкли жить вместе, и этому ничего не угрожает.
— Если немножко сузить тему. В уголовном кодексе есть еще статья, предусматривающая наказание за вандализм, в том числе и против религиозных святынь. Нужно ли вводить новую отдельную статью, и чем она будет отличаться от того, что есть в законодательстве?
— Дело в том, что совершение акта вандализма в отношении религиозных святынь должно являться отягчающим вину обстоятельством. Некоторые граждане у нас в стране говорят, что они не знают, что такое кощунство. Вот закон и объяснит им это посредством юридических формул.
— Тогда многие могут задаться вопросом: к примеру, когда разрушают памятник неизвестному солдату, чем чувства ветеранов войны отличаются от чувств верующих?
— Действительно, это очень близко. Мы же возмущаемся, когда в Грузии или в Прибалтике уничтожают памятники советским воинам. Естественно, наши патриотические чувства в чём-то сродни религиозным. Может быть, это всё стоит даже объединить в один закон, и это к тому же сделает его более понятным нерелигиозным людям. Детали закона могут обсуждаться, но на данный момент очевидно одно — если не погасить волну кощунств, которая сейчас началась, может произойти неизвестно что в нашей стране.
Беседовала Ксения Кириллова
Читайте также:
Елена Зелинская: Не закон, а горчичник