Президент России Д.А.Медведев во время официального визита в Китай преподнес Председателю Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао в подарок книгу «Православие в Китае» – историческое издание, описывающее зарождение и формирование православной культуры в Поднебесной.

О книге, китайском языке и перспективах православия в Китае мы беседуем со священником Русской Православной Церкви, настоятелем общины святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге — протоиереем Дионисием Поздняевым.

— Отец Дионисий, расскажите про книгу «Православие в Китае»

— Это — иллюстрированный альбом, задача которого в том, чтобы дать китайскому и русскому читателю в яркой и наглядной форме основное представление о вехах истории православия в Китае — вплоть до сегодняшнего дня. Текст альбома не слишком длинный, но очень содержательный. В альбоме широко представлены копии архивных документов, исторические и современные фотографии.

— Кто готовил издание?

—  Это труд коллектива авторов и некий итог заинтересованной работы многих людей, неравнодушных к этой теме.

Основную организационную роль взял на себя Отдел внешних церковных связей, в тесном сотрудничестве с институтом Дальнего Востока РАН и МИД РФ работавший над этой книгой. Священники, несущие свое служение в Китае, также принимали активное участие в подготовке этого издания. Значительную роль играла финансовая поддержка издания российскими бизнесменами, работающими в Китае — без серьезного материального фундамента любая интеллектуальная инициатива не будет иметь полноценного воплощения.

— И как же удалось организовать вручение книги Председателю КНР?!

А вручение книги Председателю КНР- это результат прямой заинтересованности этим вопросом Святейшего Патриарха Кирилла и отклик на его интерес Президента России. Китайское руководство, конечно, понимает, насколько существенное значение вопрос православия имеет для руководства нашей страны — и для контекста российско-китайских отношений.

— Может ли сегодня китаец открыто принять Православие?

— Юридические проблемы отсутствуют в этом вопросе. Он носит практический характер — на территории КНР нет ни единого храма Китайской Автономной Православной Церкви, в котором был бы решен вопрос о регулярных богослужениях. В итоге те, кто хочет креститься, могут сделать это только за границей. Понятно, что такое положение дел далеко от нормального — и вот усилия и нашей, и китайской стороны направлены на то, чтобы найти решение вопроса в рамках канонических норм и законодательства и практики КНР.

— Как вы думаете, может ли Китай стать православной страной?

Прежде всего я считаю, что Православие — выбор личности, оно адресовано к личности — а не к социуму — в силу личностной природы Самого Спасителя. Конечно, сотни и тысячи людей и составляют общество — но в основе их выбора веры глубинная основа — личный духовный опыт. Тот социум, который создает вера, — это не общество и не народ, а сама Церковь.

Сегодня в мире нет ни одной православной страны — есть те страны, в которых православие занимает особое место в истории, культуре, типе сознания народа. Я вообще не понимаю такой формулировки — православная страна. Но я думаю, что в Китае многие готовы были бы принять православие сегодня — ведь число протестантов и католиков, например, ежегодно растет не менее чем на 10 процентов!

— Какова сегодня перспектива духовного образования для китайских семинаристов?

— Вопрос о порядке их обучения согласовывается. Преждевременно будет говорить об ином — пока важно прийти к общему пониманию порядка их обучения.

А китайцы, которые переезжают жить в Россию — принимают ли православие?

— Да, такие случаи есть — но они не носят массовый характер. Прежде всего потому, что в России пока практически не ведется работа по проповеди православия на китайском языке.

— Есть мнение, что через несколько десятилетий Россию будут населять китайцы в большом количестве, и возможно, они будут православными, т.е. примут от уходящих русских веру. Как бы вы прокомментировали такое суждение?

— Я думаю, это какая-то идеальная картинка… Если бы мы сами сохранили горячую веру и были примером духовной жизни тому, кто ищет новый дом в нашей стране — можно было бы помечтать о таком ходе дел. Но вот в Европе, например, китайские католические священники, бывает, проповедуют христово евангелие секуляризованным европейцам — и эта картинка меня даже больше занимает.Hong Kong 1

— Отец Дионисий, как вы впервые приехали в Китай?

— Мой первый приезд в Китай был частным — но с него и началась «история любви» к Китаю. В 1994, уже став священником, я был впервые в Пекине и Тяньцзине по приглашению моего крестника — московского китайца. После этой поездки как-то с разных сторон многое, связанное с православием в Китае, стало ко мне приходить: документы, встречи, знакомства.

china2

Стала понятной проблематика Православной Церкви в Китае. В 1996 году я уже по благословению митрополита Кирилла в составе одной международной делегации посетил Китай (делегация ездила с инспекцией соблюдения религиозных прав иностранцев). В эту же поезду я посетил Посольство России и познакомился с Послом И.А. Рогачевым, который на удивление тепло отнесся к идее возобновления богослужений на территории Посольства, где до 1956 года располагалась Пекинская Миссия. В вот же приезд я и послужил там — впервые после 40-летнего перерыва.

По возвращении в Москву после доклада владыке Кириллу об итогах поездки я получил предложение работать в ОВЦС, занимаясь  китайской проблематикой. Поездки в Китай стали регулярными, к 1997 году я написал книгу «Православии в Китае». Со временем сложилось понимание того, что Китай требует практически постоянного присутствия. В 2002 году владыка Кирилл благословил меня заняться воссозданием прихода в Гонконге, куда я и переехал в 2003 году, продолжая ежемесячно посещать Пекин и работая над вопросами Православия в Китае не только среди наших соотечественников, но и поддерживая разнообразные контакты с китайскими православными.

— Как создавалась община?

— В Гонконге на момент приезда прихода нашего не было. Был греческий приход, который посещали и русские. В 2003 и 2004 году я служил в этом приходе, позднее мы пришли к решению о необходимости восстановления русского прихода, для чего арендовали отдельное помещение. Конечно, приход не просто русский — он вполне международный. По-английски мы служим даже больше, чем по-славянски, частично читаем и по-китайски. В Пекине к 2003 году сложилась община, богослужения стали достаточно регулярными (в храме святителя Иннокентия Иркутского на территории Посольства России). В 2003 году был также открыт маленький приход в Шэньчжэне — городе, пограничном с Гонконгом, а в 2004 — и в г. Гуанчжоу, столице провинции Гуандун.

— Самые Вам памятные случаи начала служения?

— Для меня самым радостными и памятными остаются те службы, на которых мы молились вместе с китайскими священниками в Пекине — покойным о. Александром Ду. Он жил в Пекине на покое, но родственники привозили его на Литургии в Иннокентьевский храм в русском посольстве — там он причащался, мы подолгу беседовали о Церкви в Китае — как об истории, так и ее сегодняшнем положении.

Очень радостным было служение в Шанхае в прошлом году — все служащие в Китае клирики, и русские, и китайские, вместе совершали литургию в один из приездов епископа Егорьевского Марка. Лично для меня очень значимым стал день принесения в Пекин частицы мощей святителя Иннокентия Иркутского, по благословению архиепископа Вадима переданных для храма святителя в русском посольстве.

3

nikolai-du— А как проходила культурная и языковая адаптация?

— Я бы сказал — незаметно и радостно. Я люблю Китай, рад возможность изучать язык — здесь не было никаких сложностей.

В Китае без языка сложно что-то сделать. Его обязательно нужно учить — и еще до начала служения в Китае.

— Хочется вас попросить рассказать о последних переводах — что за книги выбрали, почему именно их? Что уже переведено? Какой литературы не хватает для перевода? Какие трудности возникали при переводе?

— Это отдельная и очень большая тема. Мало что вообще есть — а книги нужны и для простого народа, и для  китайской интеллигенции, только открывающей для себя Православие. К сожалению, ничтожно мало было переведено из катехизической литературы — вот, стараемся сейчас восполнять эти лакуны. Последнее, что мы издали — англо-китайский иконографический альбом с большой статьей об иконе, книгу о. Виктора Потапова «Православие и инославие», завершили перевод книги о.А. Торика «Воцерковление» и «Как мы веруем» вл. Павла Финляндского.

Для интеллектуалов перевели сборник лекций проф. С. Хоружего, а также «Христианство и культура» О.Г. Флоровского. Переведены 2 тома пятитомника Ярослава Пеликана. Сейчас мы работаем также над серией «Миссионерские брошюры» — основы веры, а также над текстами свт. Феофана Затворника. Часть переводов выполняется с английского — это намного проще. За полгода мы издали 7 новых книг, много больше есть на нашем вэбсайте в интернете. Трудности основные в том, что пока у нас не было возможности найти нужный объем ресурсов для переводов — как материальных. так и людских. Другая сложность — отсутствие четкого стандарата в китайском для православной лексики.  Как раз над толковым словарем мы работаем сейчас, чтобы способствовать окончательной фиксации такого стандарта для всех последующих переводов.

— Спасибо большое за рассказ!

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.