Оказалось, что в Интернете не действуют заповеди
После очередного спора, который в этот раз разгорелся вокруг статьи уставшей мамы, мне, прежде всего, стало очень горько. В который раз я вижу, как мои братья и сестры во Христе оскорбляют друг друга, и делают это давно воцерковленные люди.
Господь сказал: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36) То есть даже за нейтральное, не оскорбительное. А уж за оскорбление, за унижение другого человека как мы будем отвечать перед Богом?
Интернет оказался такой областью общения, где, как кажется современному православному человеку, не действуют заповеди и можно делать то, что в реальной жизни мы никогда не позволим себе сделать. Но это не так, и все сказанное остаётся с нами навсегда. И если мы не раскаемся и не переменимся, то не уйдем от ответа.
Поэтому согласны мы с оппонентом или не согласны, все равно должны разговаривать с ним, как бы мы разговаривали в реальной жизни, да еще и в храме.
«Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа» (Кол. 3:17), — говорит апостол. Можно ли ругаться, оскорблять собеседника во имя Христово? Даже если собеседник неправ?
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», (Ин.13:35) – это главная миссионерская заповедь. Глядя, как христиане бережно и с любовью относятся друг к другу, и остальные люди захотят стать такими же, как они. Так было с первыми христианами, когда окружавшие, видя их отношение между собой, говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга».
А мы своими словесными баталиями, оскорблениями отвращаем, отталкиваем от себя людей и соблазняем их.
Дети стали нежелательным результатом половой связи
Второе, о чем бы хотелось сказать – у пророка Осии есть странные слова: «У Ефремлян, как птица улетит слава [чадородия]: ни рождения, ни беременности, ни зачатия [не будет]». (Ос. 9:11). Тоже самое происходит с нами, с нашей страной сегодня. Почему? Понятие «слава чадородия» больше не живет в сердцах и головах людей. «Слава» — это многогранное, емкое библейское понятие, то, что прославляет человека перед Богом, то, что славно в очах Божиих.
Для нас же чадородие перестало быть «славой», а стало часто нежелательным результатом половой связи. Люди вступают в эти связи, изо всех сил желая, чтобы зачатие не произошло. А если оно и произойдет, рождения очень часто все равно не бывает. Младенцы, убитые во чреве исчисляются миллионами и никто даже не знает, сколько их. Наша страна населена женщинами и мужчинами, которые погубили своих детей через аборт.
Конечно, для нашего общества, пропитанного кровью убитых младенцев, отравленного этим страшным грехом, все, что связанно с чадородием является ненавистным, бельмом в глазу. Негативное отношение к чадородию, которое началось еще в советское время, переходит теперь от поколения к поколению.
Потому то, что надо поддерживать, в чем надо помогать, чем надо любоваться вызывает отвращение. В Книге Притчей Соломоновых есть слова: «Мерзость для нечестивого — идущий прямым путем» (29:27).
Чадородие – свято в очах Божиих, это один из путей спасения женщины (об этом говорит апостол Павел (1Тим.2:15). Для человека грешного все, что связанно с деторождением, воспитанием и в том числе кормление — вызывает раздражение и отвращение.
Такое отношение к чадородию нередко встречается и в храмах, ведь туда идут те же люди, что составляют наше общество в целом.
Стыдно за мужчин, которые осудили уставшую женщину
Отношение нормального христианина к чадородию должно быть бережным. На Руси беременная женщина называлась непраздной. Это очень точное название. Если днем на диване лежит мужчина – он бездельник и тунеядец. А если на диван ляжет беременная женщина, она все равно будет продолжать работать. Она работает даже тогда, когда спит: это колоссальный труд – выносить ребенка.
Потом наступают роды. Я несколько раз присутствовал на родах, один раз так случилось, что мне даже пришлось принимать их. И всякий раз видел, как моя любимая буквально проходит по кромке жизни и смерти. Одни роды были настолько тяжелы, что я боялся потерять ее.
После родов, как после длительной операции, которая проходит без наркоза и сопровождается сильной болью, женщина не получает время на реабилитацию, а начинает сразу же работать. Без выходных и обеденного перерыва, а часто и без ночного сна. Причем женщина может быть настолько обессилена родами, что у нее не будет сил встать с кровати. И если у нее есть еще другие маленькие дети, то можно представить, как ей непросто. Муж не может постоянно быть рядом – он зарабатывает на жизнь.
Если такой человек, жаждущий церковной жизни, приходит в храм, то просто все прихожане должны начать ему помогать.
Я вообще не понимаю, как даже не у христианина, а просто порядочного человека, после прочтения статьи, в которой недавно родившая женщина пишет «у меня подкашиваются ноги», возникает желание осудить ее, а не помочь.
Если мы увидим человека, у которого подкашиваются ноги – будь это пожилой человек или нет, мы что, начнем его ругать?!
Особенно мне стыдно за мужчин, которые осудили уставшую женщину с маленьким ребенком в храме, за их поведение.
Реакция мужчины-христианина на женщину с ребенком, не важно, жена его это или нет, дело происходит в храме или на улице – прежде всего помощь.
А мы предлагаем многодетной маме отлучение
Поход в храм многодетной матери, матери с маленькими детьми каждый воскресный день – подвиг. Представьте себе, всех надо одеть, причем быстро, чтоб первый одетый не вспотел и на холодной улице не простудился. Надо продумать, что взять с собой, чтобы после причастия покормить старших детей. Потом – путь до храма, часто – на нескольких видах общественного транспорта.
У храма – проблема, куда поставить коляску – уже нет места. В притворе храма – тесно, некуда повесить свою и детскую одежду. Младенца надо покормить, он не может долго без еды. А потом, после службы, этой маме нужно где-то попить чаю, чтобы просто не упасть в обморок, и чтобы ее организм дальше вырабатывал молоко.
Комната матери и ребенка есть во многих торговых центрах, и, к сожалению, очень редко встречается в храмах, даже в недавно построенных. Это говорит о нашем отношении к «славе чадородия». Вопрос этот не рассматривается на Соборах, нет специальных циркулярных писем и инструкций. Так как мы не видим в этом проблемы, но она ведь остра.
А все решается очень просто: если нет помещений, то можно отгородить ширмой небольшое пространство, поставить там стул, пеленальный стол, принести чайник, пакетики с чаем, сахар. Этого будет достаточно. Ну а если есть воскресная школа, то во время богослужения это помещение можно предоставлять для мам с детьми.
Проблема посещения храма мамы с маленькими детьми — очень острая, потому что вся организация нашей богослужебной жизни с советских времён заточена под приход, состоящий из отдельных пожилых людей. Каждый из них спокойно может прийти и исповедаться в субботу, спокойно причаститься в воскресенье.
Детей в храмах в советское время были единицы. И до сих пор храмы не рассчитаны на то, что туда приедет семья. А когда приходит, это воспринимается как что-то ненормальное, потому что мешает.
Богослужение строится так, что кормящая или многодетная мама просто не может в нем участвовать. Ребенок не может «продержаться» всю службу. Значит, священник или должен выйти и исповедовать маму после «Отче наш» перед причастием, или в храме должен находиться второй священник, который исповедует во время богослужения.
К сожалению, в храмах часто говорят: «Приходите на всенощную или до начала службы». Ну не может многодетная мама или мама с младенцем прийти до начала службы!
И все эти моменты нужно продумывать настоятелю. Также его задача – прямо с амвона сказать всем желающим пообсуждать маму, ее детей, покритиковать и прочее, что делать этого категорически нельзя. Если все условия, у которых я сказал выше – соблюсти, то в храм сразу начнут ходить мамы с малышами.
Наша вера не предполагает возможности христианской жизни без участия в Евхаристии. Когда я слышу аргументы, что мама сможет начать причащаться, когда дети вырастут, то удивляюсь — такое непонимание христианства! Отлучение от Церкви — по факту есть отлучение от причастия. Получается, мы предлагаем многодетной маме отлучение! Моему старшему сыну 25 лет, младшей дочери – три года. Значит, согласно этой логике, мою жену нужно отлучить от Церкви более чем на 30 лет?!
Если бы вы задали вопрос в Греции о том, можно ли кормить младенца в храме, вас бы просто никто не понял: собой разумеется, что любой христианин может в любом состоянии прийти в храм и причаститься Тела и Крови Христовых. Просто порой ему надо помочь. В отличии от России, в Греции не прерывалась традиция хождения в храм семьями и поэтому беременная или кормящая женщина в храме воспринимается абсолютно нормально. Никого это не удивляет, не раздражает.
В отличие от наших храмов, где часто раздражает сам факт присутствия детей.
Все мои восемь детей по-разному ведут себя в храме
«Вы сильнии немощи немощных носите» (Рим.15:1), «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви». (Рим.13:8), «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью»(Рим.12:10), — дает нам апостол Павел прямые указания.
И эта любовь и нежность должна направляться на самых уязвимых членов прихода. Это в том числе — мамы с маленьким ребёнком, многодетные мамы.
Более того, на приходе должна быть служба помощи многодетным семьям. В нашем храме многие прихожане раз-два в неделю или раз в две недели приходят в многодетные семьи и помогают на кухне или в уборке дома, или отводят детей на занятия.
В помощи может нуждаться и мама с ребенком-инвалидом, и мама с двумя маленькими детьми. Дело настоятеля – рассказать, что вот, таким-то людям нужна помощь, может быть кто-то поможет присмотреть за беспокойным малышом, пока мама исповедуется, а потом, в другой день, придёт к ней домой, почистит картошку…
А то, что говорят с осуждением: «Женщина гордится тем, что у нее дети, требует особого внимания»… Но вам то что до этого, ведь это ее личные чувствования, даже не грехи. Как мать, родившая ребенка, может не любоваться им? Конечно, ей хочется, чтобы все на него смотрели. Может быть, это неправильно и навязчиво, но все равно это меньший грех, чем наше осуждение.
Если бы женщины, стоящие в храме, в свое время сами рожали столько детей, сколько давал Господь, а их мужья бы их не бросали, а растили всех Богом данных детей, то, уверяю вас, что все бы радовались детям в храме.
Человек, который сам вырастил много своих детей, всегда рад видеть и чужих, они его не раздражают.
Что касается поведения ребенка в храме… Сразу вспоминаю такую историю: в келье преподобного Серафима Саровского ребенок бегал и баловался. Мама очень стеснялась, дергала его. На что преподобный сказал: «Оставь его, он с ангелами играет».
Есть дети, которые с самого начала стоят спокойно, а есть, которые не могут, и не потому, что они плохие, невоспитанные или распущенные. Они просто по-другому организованы с точки зрения психики. Все мои восемь детей по-разному ведут себя – и дома, и в храме. В наших силах только подкорректировать их поведение. Кстати, для того, чтобы научить ребенка вести себя в храме, нужно его туда водить. А если мама сталкивается с тем, что она и ее дети вызывают у большинства неприязнь, то как она научит их правильному поведению в храме?
Задача храма – предложить ребёнку узнать на вкус, какова жизнь с Богом, в Его благодати. Выбор он потом будет все равно совершать сам. Но если он будет расти без богослужения или расти и видеть, что вызывает неприязнь у окружающих прихожан своим присутствием, то как потом он сможет сделать правильный выбор? Осуждающие не боятся, что берут на себя такую ответственность?
Пока мы живем на земле, Господь не оставит нас без людей и обстоятельств, которые нас воспитывают и смиряют. Если мы уберем детей из храма, то, уверяю вас, появится что-то еще, что нас будет раздражать и утомлять.