Совсем скоро будут объявлены официальные результаты выборов в Государственную Думу. Официально лидируют Единая Россия и КПРФ. ПРАВМИР спросил известных священников, как они оценивают прошедшие парламентские выборы, считают ли их честными и справедливыми?
Комментирует протоиерей Георгий Митрофанов:
Результаты прошедших выборов не стали для меня такой уж большой неожиданностью. Они представляются мне вполне естественными в контексте тех мыслей, которые я изложил в своем интервью Фонду Возвращение «Наш народ попытался совершить самоубийство», где говорил о том, что в 20 веке наш народ попытался совершить над собой историческое самоубийство.
Большая часть наших современников живет не просто чувствуя неудовлетворенность происходящим, но ощущая невозможность что-либо изменить, на что-либо повлиять. Это ощущение общества бесконечно уставшего от исторических потрясений, от великих завоеваний, осуществляя которые народ растрачивает свои последние духовно-исторические силы.
То, что партия власти набрала практически половину голосов, говорит о разных обстоятельствах. Наверняка, подсчет голосов был не всегда справедливым и во многом направлялся властями предержащими. Но я убежден, что эти цифры не так уж далеки от реального положения вещей. Да, конечно, «Единая Россия» вызывает сейчас меньше к себе расположение, чем это было на прошлых выборах. Но, тем не менее остается безусловным властителем во всех сторонах нашей политической и государственной жизни.
Народ по существу ничего не ждет ни от смены власти, ни от нынешней власти. Он даже готов, когда ему становится плохо, ностальгически вспомнить свое недавнее коммунистическое прошлое, которое было не лучше, а хуже, но которое со временем от этого ощущения бесперспективности и безнадежности оказалось окутанным романтическим ореолом добра и справедливости.
Те, кто неудовлетворен настоящим и одновременно не желает безоглядно идеализировать коммунистическое прошлое и мечтает о каком-то новом социализме с человеческим лицом, отдавали свои голоса «Справедливой России».
Наиболее маргинализованная часть общества склонна голосовать за ЛДПР.
Главный вывод остается один: мы и сейчас получаем мало на что влиявший парламент, который работал в предшествующий пятилетний период.
Я бы подытожил эти выборы так: на них лежит печать одной из самых глубоких и самых разрушительных человеческий страстей, — страсти уныния. Не случайно в православной аскетике она рассматривается как страсть, способная наиболее глубоко разрушить человеческую душу.
В связи с этим показателен тот всплеск энергии и надежды, который проявился в обществе по отношению к Поясу Пресвятой Богородицы. Многие люди, даже те, кто пошли на выборы голосовать, гораздо больше ждали от Пояса, чем от выборов,именно в отношении своей повседневной жизни.
На самом деле у нас сейчас происходит окончательная дискредитация идеи выборной власти, утверждение в людях сознания, что они ни на что не могут повлиять, что от них ничего не зависит, и что им не нужно никакой свободы.
И вот отсутствие потребности в свободе и необходимости при этом брать на себя ответственность и обусловила результаты выборов, которые мы и видим. Оказавшиеся формально многопартийными, они, по сути дела, стали еще одним шагом к развенчанию в нашем обществе идеалов демократии. Они проходили, как я уже говорил, в атмосфере безнадежности, бесперспективности. И одновременно – робкой надежды на то, что может быть, при уже существующей власти, будет также плохо, как есть, но не станет еще хуже.
Именно то, что стихия уныния, склонность строить светлые иллюзии по поводу совсем недавнего, на самом деле темного, прошлого проявились в этих выборов, является признаком глубокой духовной опустошенности и мировоззренческой дезориентированности нашего современного общества.
Мы, православные священники, должны в очередной раз задать себе вопрос: почему за 20 лет возможности свободного осуществления нашей просветительской миссионерской деятельности, нашего свидетельства о Христе, мы не смогли сформировать в нашем обществе ощутимый слой людей, который бы стремился к свободе и брал бы на себя ответственность во имя Христа?
Читайте также: