О традиции празднования Нового года и Рождества Христова на Святой земле рассказывает протоиерей Игорь Пчелинцев, клирик Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Страна очень сильно разделена по религиозному принципу. При этом особенно никто никому не мешает — у иудеев свои праздники, у мусульман — свои, у христиан, которых гораздо меньше всех остальных — свои, причем католиков среди христиан в разы больше, чем православных, и поэтому их праздники заметнее.
Существует еще целая прослойка агностиков/атеистов/неверующих/не придерживающихся — большая часть из них — наши бывшие соотечественники. Они празднуют то, что им ближе, как правило, выбирая советские традиционные гражданские праздники. Из местных – предпочитая иудейские, но в тех случаях, когда их можно праздновать светски, не вдаваясь в религиозные подробности.
Основным новогодним праздником в Израиле является еврейский Новый год — Рош-а-шана, который отмечается по еврейскому календарю примерно в конце сентября (дата меняется). С ним связаны новогодние распродажи, какие-то праздничные мероприятия.
В последние годы все больше коренных израильтян присоединяются к выходцам из СНГ в праздновании, так называемого «Сильвестра», нового года 1 января, в русских магазинах тоже идут периоды скидок, подарков. На самом деле здешний «Сильвестр» отличается от традиционных европейских, где 31 декабря вспоминают святого Сильвестра, умершего как раз 31 декабря. В израильском «Сильвестре» — перепутаны персонажи и даты, и этот праздник больше светский, чем христианский.
За последние 15 лет отношение к этому празднику изменилось, особенно когда стало понятно, что он никак не связан с христианской традицией. Если раньше можно было купить «ёлочку» только в арабских деревнях или в арабских районах Хайфы и Иерусалима, то сегодня в любом магазине детских игрушек продают даже сантаклаусов.
На крупных предприятиях русскоязычных израильтян отпускают на отдых 1 января, чего раньше невозможно было представить. Елки, игрушки, все это теперь есть в продаже — в Яффе уже несколько лет проходит елочный базар — но елки, конечно, искусственные.
Новогодней лихорадки, безудержных каникул с массовыми праздничными мероприятиями здесь нет. Для большинства населения это будничные рабочие дни…
Арабы — христиане отмечают Рождество очень бурно и весело — салюты, пиршества во дворах, на улицах, народные гуляния, причем православные, как правило, празднуют вместе с католиками, а потом католиков приглашают праздновать вместе с ними 7-го января. На работе получить выходной ради Рождества обычно не составляет труда. Трудно бывает объяснить местным, почему 7 января надо праздновать вновь.
Ничто не мешает праздникам сменять друг друга, говорят израильтяне-христиане: весь декабрь окрашивается в радостные цвета, сначала повсюду зажигаются ханукиот, в домах, на улицах городов, большие и маленькие. Потом у арабов католиков все засверкает в гирляндах и фейерверках. Новый год сместит праздник на «русскую улицу», а потом православные арабы будут ставить последнюю точку зимних торжеств.
Воцерковленные православные, как правило, вообще не замечают Нового года и ждут Рождества. На подворьях Русской Духовной Миссии царит русский дух, традиции празднования Рождества дореволюционной России. Проходят елки для детей, которые готовятся силами сестер Горненского монастыря и учащимися воскресных школ. Разыгрываются, как и положено, сценки на рождественскую тему. Одной многодетной семьей традиционно ставится рождественский спектакль, с которым они выезжают в разные места — в Русскую Духовную Миссию, в Горненский монастырь, в Вифанскую школу для девочек, существующую еще с дореволюционных времен — это подворье Русской Православной Церкви Заграницей. Девочки – учащиеся школы — тоже готовят рождественский концерт, с которым путешествуют по православным подворьям. С организацией рождественских концертов и елок очень помогает и вдохновляет отец Начальник Миссии архимандрит Исидор.
Подготовила Оксана Головко
Фото из архива протоиерея Игоря Пчелинцева