Премьера оратории Бориса Гребенщикова и Андрея Микиты «Семь песен о Боге» состоится в Большом зале Московской консерватории 20 ноября 2012 года.
Протоиерей Максим Козлов, профессор Московской духовной академии и семинарии рассказал корреспонденту Правмира о значении этого события и о своем отношении к творчеству Бориса Гребенщикова.
Событие, которое произойдет в Московской Консерватории 20 ноября этого года, мне видится и знаковым и значимым. Знаковым – потому что в нем есть выражение некой общехристианской, общецерковной традиции – принятие в церковную или околоцерковную культуру того светлого и позитивного, что есть в культуре внешнего мира.
В каком-то смысле, на мой взгляд, это продолжение того, о чем писал святитель Василий Великий в своем известном творении «К юношам – о том, как пользоваться языческими книгами». Святитель Василий не делал из Гомера христианина, но объяснял, как христианин может читать Гомера, Гесиода или трагиков, и при этом не только повышать свой общекультурный уровень, но и извлекать из этого духовную пользу.
Второе, о чем в этой связи хочется сказать, — каждый настоящий творец, если он одарен от Бога талантом, в акте творчества становится больше собственной личности. Это почти банальное утверждение, но не будем о нем забывать в данном случае. Я думаю, что и по отношению к Борису Гребенщикову, творчество которого я нежно люблю, мы должны признать – то, что БГ пытается формулировать вербально в области философии, мировоззрения, религиозных взглядов и его музыкально-певческое творчество – вещи разного порядка. Второе уже никуда не денется из отечественной культуры последней трети ХХ – нач. ХХI века, а сказанные по разным поводам Борисом Борисовичем слова, скорее всего, забудутся. Я думаю, что он и сам забыл большую часть из того, о чем говорил в разных интервью.
Мне бы хотелось сделать только одно предупреждение – давайте ни в негативном ни в позитивном смысле не будем делать из Гребенщикова религиозного учителя. Давайте просто порадуемся талантливой музыке, воспринятой другим, не менее талантливым композитором Андреем Микитой, исполненной совершенно не рядовыми отечественными коллективами. Просто примем это, как нечастую по нашим временам попытку явить нам факт христианской культуры – не подделки, не реплики того, что было сделано в 18-19 или даже в 17 столетии, а истинной христианской культуры. Все или не все согласятся с этим музыкальным языком и с таким способом выражения – дело уже в каком-то смысле вторичное. Главное, мы встречаемся с настоящей попыткой людей, которые доказали свое право называться художниками в самом значительном смысле этого слова.
Читайте также:
Семь песен о Боге Бориса Гребенщикова — из внутреннего Вавилона – в небесный Иерусалим
Иеромонах Димитрий Першин: Оратория «Семь песен о Боге» — благовестие о душе
Игумен Сергий (Рыбко): Создатели оратории «Семь песен о Боге» ведут людей к Богу через свое творчество