Слушать программу «Вглядываясь в трацидии» от 07.08.11
Интересное время сейчас года церковного, когда, даже если очень тщательно смотреть, великого праздника не найдешь. И, может быть, такой особенной памяти, которая некой вехой в народном быте или бытии бы устоялась на предстоящей неделе тоже нет.
Конечно, мы почитаем святого великомученика Пантелеймона – это имя, я думаю, известно многим и не ходящим регулярно в храм. Думаю, многие помнят, как это было, когда его мощи привозились в Храм Христа Спасителя и когда в наше секулярное, равнодушное и несклонное к самостеснению время вдруг обрелись десятки тысяч людей, готовых стоять в не самой комфортабельной очереди, для того чтобы на несколько мгновений оказаться возле ковчега этого святого. Но пересказывать его житие я не буду, как не буду рассказывать и о Смоленской иконе Божией Матери, которая на следующий день празднуется, 10 августа. И это особенное торжество в Новодевичьем монастыре, нашей древней московской святыне, главный собор которой посвящен этому празднику, празднику Смоленской иконы Божьей Матери.
Скажем же несколько о другом. Сегодня как раз то время, когда слово «будни» (на церковном языке «вседневные службы») будет самым подходящим. Действительно, это будни церковного года. Он очень психологически тонко выстроен, различая множество градаций праздничных и рядовых служб. Есть даже специальная наука, связанная с наукой о богослужении, литургикой, которая изучает те знаки, которые употреблялись в церковно-богослужебных книгах для обозначения категорий службы. Сейчас их осталось несколько меньше десяти, в свое время было больше. И служба пасхальная, служба двунадесяток, двенадцати главных праздников, служба великих праздников и так-так-так-так-так до службы, не имеющей никакого праздничного знака, то есть рядовой. И вот эти будничные богослужения, эти не отмеченные никакими знаками дни, они ничуть не менее важны для церковного сознания, чем службы праздников.
Нет праздника, если нет будней. Нет разговения, если не было поста. Нет ощущения особенности того или иного периода твоей собственной жизни, если до того ты не проходил череду обычных рядовых трудов и дней.
Поэма Гесиода, задолго до Христа написанная, так и называлась «Труды и дни». С этого, наряду с Гомером, начиналась греческая литература. Вот эти труды и дни есть и в церковно-богослужебном году, есть и в нашей жизни. И в этом тоже череда нашего бытия в церкви соотносится с путем нашего жизненного существования. И это тоже есть сопряжение вектора нашего бытия от рождения до ухода в путь всея земли с ежегодными циклами соприкосновения с вечностью в церковно-богослужебном году.
Не только в торжестве пасхальной ночи, но и в самый рядовой день будничной недели время и вечность встречаются в церковной молитве.
Источник: Эхо Москвы