В Государственную Думу РФ внесен законопроект о запрете обязательного изучения государственных языков национальных республик. Националистические организации в Татарстане, Башкирии и Чувашии собираются провести акции против этого законопроекта: по их мнению, он угрожает будущему национальных языков и противоречит заявлениям первых лиц государства о защите языков России.
«Может ли и должно ли, на ваш взгляд, изучение национальных языков быть обязательным – в том числе и для школьников, не принадлежащих к «титульной» национальности? Почему?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.
Комментирует протоиерей Максим Козлов:
Я считаю, что изучение русского языка в полном объеме должно быть обязательным в пределах всей нашей многонациональной Родины. Если мы хотим сохранить ее политическое и культурное единство, то язык межнационального общения, который объединял бы всех людей, на территории России, необходим. Как раз незнание его может вести к развитию сепаратистских, центробежных тенденций.
При этом мне кажется вполне разумным, что в тех субъектах федерации, где значительно присутствуют определяющие их национальную характеристику этносы или же как означенные меньшинства, предельно желательно знание этого языка хотя бы как проявление уважения по отношению к тем народам, которые в данном регионе являются образующими. Это в том числе снижает и возможное межнациональное напряжение. Проводить эту политику нужно, конечно, не за счет дискриминации одного языка другим, чисто филологически понимая, что есть преподавание родного языка, а есть преподавание языка, который для части населения, проживающего в данном регионе, неродной, что накладывает определенную специфику на его преподавание. В этом смысле мне видится разумным, чтобы тот же татарский или башкирский лицами, не принадлежащими к данным этносам, изучались бы в должном объеме, но не как родной. Подразумевается выход на уровень владения устной речью для бытового общения.
Поэтому мне видится, что все-таки должны быть школы, где преподавание ведется на русском языке безусловно, а язык местного этноса изучается как дополнительный неродной язык. А те, в свою очередь, для кого он родной, в качестве неродного изучают язык русский.