Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма во имя святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее — о современной культуре в современном обществе.
На сегодняшний день в культуре отражается некоторое состояние нервозности, царящее в обществе. Многие люди находятся в ожидании каких-то событий.
Но нельзя утверждать, что в культурном пространстве не происходит ничего хорошего. Например, если говорить об изобразительном искусстве, проходят очень интересные выставки, глубокого духовного содержания (выставки Николая Ге, Константина Коровина в Третьяковской галерее). И не только художественные, но и исторические. Например, выставка памяти государя императора-мученика Николая II, на которой можно увидеть архивные документы, помогающие нам по-другому взглянуть на себя, на события, произошедшие сто лет назад.
Сегодня можно послушать прекрасную музыку. Слава Богу, что возродились уже было сходящие на нет симфонические оркестры, камерные оркестры, ансамбли. Многие из них сегодня возглавляются прекрасными дирижерами. Со сцены стали звучать произведения, ранее не исполнявшиеся. По-новому зазвучала духовная музыка в исполнении современных музыкантов.
С другой стороны, весьма ощутимо присутствует элемент поп-культуры. Эти массовые бессмысленные гоготания около экранов телевизоров или на концертах юмористов… Я не против юмора, но когда забывается чувство меры, юмор теряет свою нравственную силу. Подчас он становится элементом жизни, за которым – ничего больше нет. И люди почему-то забывают фразу: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» Ещё в Священном Писании говорится, что за каждое праздное слово человек даст ответ в день Суда.
Душа без присмотра
Задача культуры сегодня – направить человеческую мысль, человеческую душу через произведения литературы, музыки, изобразительного искусства – к добру.
Безусловно, в этом элементе культурной жизни должна присутствовать государственная политика с четким осознанием необходимости грамотного воспитания человека. С самого раннего детства следует приучать его к хорошим образцам культуры и искусства, вырабатывая возможность видеть красоту.
Важно пересмотреть и отношение к воспитанию в семье. Основное правило воспитания – не оставлять ребенка без присмотра. Но ведь и душу маленького человека нельзя оставлять без присмотра, как это происходит сегодня, и в итоге дети престают воспринимать и понимать некоторые произведения искусства.
Существуют многие элементы культуры, которые нам сегодня необходимо возродить. И у Церкви здесь тоже свои очень большие задачи. Патриарший совет по культуре в феврале этого года сформулировал Обращение с основополагающими моментами возрождения культурной жизни России.
Поддержка государства
Без поддержки государства трудно создавать произведения искусства, тяжело функционировать культуре. Если музеи поставить на самоокупаемость, вряд ли они смогут выжить в современных рыночных условиях. В России уже существует система грантов, но необходимо разработать систему субсидий для поддержки культуры.
Одна из важных задач — сделать высокую культуру более доступной (не в смысле опустить ее до сегодняшнего уровня, а поднять до ее уровня людей), усилить ее вличние на все, что происходит в нашем обществе.
Подчас человек пишет для себя и не может продвигать свое произведение, делать так, чтобы музыка его зазвучала для слушателей, картину увидели зрители, стихотворение прочли. Эта проблема тесно связана с вопросом воспитания и понимания культуры, о котором я уже говорил.
В противном случаем мы имеем те же полупустые концертные залы, потому что люди не понимают. Они приучены к ширпотребу, к одним и тем же шаблонам. Иногда посмотришь — по телевидению, по разным каналам, одновременно идут фильмы с одними и теми же актерами.
Необходимо попытаться сделать так, чтобы человек обратились к хорошей литературе, живописи, музыке, кино, чтобы настоящая культура стала нужна ему. И уже есть позитивные моменты: сейчас люди вновь начали читать, в том числе классику, нужно и дальше это развивать.
Развивать — том числе, изменяя приоритеты. В Москве только что проходил Чемпионат мира по шахматам. Событие мирового значения. Я помню, когда в свое время играли Карпов, Каспаров, что творилось! Люди следили за ходом игр, переживали. Сейчас же о событии не знает почти никто, его не освещают в СМИ. А ведь можно сделать так, чтобы было иначе, наладить информационный блок.
А нередко бывает, что на хорошем концерте вдруг услышишь некачественное произведение, на сильной выставке увидишь слабую картину. Кто их туда допустил? Видимо, коррупционный момент, который присутствует в нашей жизни, не миновал и культуру. И часто талантливые люди оказываются невостребованными.
В глубинках
В Москве много музеев, концертных площадок. Но, отъехав от столицы, можно увидеть, что с этим – проблема. Все находится в запустении. Необходимо поднимать культуру в глубинках. И здесь можно обратиться в том числе к советскому опыту.
Я помню, как сорок лет назад я работал музыкантом в Москонцерте. С Клавдией Ивановной Шульженко мы ездили по многим городам Советского Союза, и давали концерты в самых отдаленных городах и селах. И всегда был аншлаг: люди приходили, чтобы послушать великую певицу, а с ней и других певцов и музыкантов.
Необходимо осознано, реализацией культурных программ, противостоять имеющейся явной тенденции разложения общества, которая идет сознательно, откуда-то со стороны. Откуда — мы можем только догадываться. За этим стоят определенные интересы. Их цель – сделать так, чтобы люди жили поверхностно, не задаваясь серьезными жизненными и духовными вопросами, требуя лишь «хлеба и зрелищ», как в Древнем Риме. Чем закончилась истории Древнего Рима? Крахом, развалом.
Читайте также:
Третьяковская галерея обсудит современное искусство с Церковью
Иван Лубенников: кризис культуры живет в грязных подъездах