13 января схимитрополит Ювеналий (Тарасов) отошел ко Господу. Воспоминаниями о почившем делится протоиерей Олег Кобец, настоятель Преображенского кафедрального собора в Белгороде:
— С владыкой Ювеналием я познакомился в 1985 году. Незадолго до этого, в декабре 1984, он был назначен в нашу епархию и разослал всему духовенству телеграммы с просьбой в удобное время приехать в Епархиальное управление, чтобы познакомиться с новым архиереем. Именно с просьбой, а не требованием, да еще в удобное для нас время. Такая форма обращения была для нас непривычна.
Я тогда служил священником всего два года, на сельском приходе. Беседуя со мной, владыка делал какие-то пометки, мы расстались, вскоре прошло епархиальное собрание, а через год после нашей первой встречи он назначил меня настоятелем Троицкого храма в Старом Осколе, а в 1988 — настоятелем Иоасафовского кафедрального собора в Белгороде. Мне было тогда 30 лет.
С первого дня службы в Белгороде я выполнял обязанности секретаря Епархиального управления по всей Белгородской области, встречался с владыкой почти ежедневно, ездил с ним по приходам, мы много общались. К нему в полной мере можно отнести слова «человек Церкви».
Для меня митрополит Ювеналий — образец преданности Церкви, понимания Православия. Я вырос в семье священника, мой отец, уже покойный, тоже служил в нашей епархии и тоже глубоко почитал владыку. Владыка Ювеналий был для меня даже не столько архипастырем, сколько духовным отцом.
Я поражался, насколько человек может быть предан служению, на которое его призвал Господь. Для владыки не существовало понятий рабочего и нерабочего времени, дня и ночи — если требовала ситуация, он работал в любое время, бросая все.
Не раз в моем присутствии владыка ревностно защищал духовенство перед властями, а дело было еще в советское время, и часто я с опасением думал: «Все, этого ему не простят». Но он отстаивал правду, невзирая на чины и звания.
Как истинный пастырь, владыка любил богослужение и часто служил. Епархия тогда большая была, две области охватывала — Курскую и Белгородскую, — и в Рождественский и Пасхальный период он несколько недель ездил по приходам, часто самым отдаленным. Хотел, чтобы и в глухом селе люди ощутили праздник. Всегда проповедовал, цитируя Евангелие.
Священное Писание он знал очень хорошо, причем чувствовалось, что он не просто запомнил текст, многократно его перечитывая, но понял дух Писания, жил этим духом, воспринимал написанное там как руководство к духовной жизни, не требующее дополнительных комментариев. Как написано в Евангелии, так он в своих проповедях и советовал поступать. Редко встретишь людей, которые способны так непосредственно интерпретировать Священное Писание.
При нем были обретены мощи святителя Иоасафа Белгородского, считавшиеся безвозвратно утерянными. В то время будущий Патриарх Алексий II был еще митрополитом Ленинградским, они с владыкой Ювеналием давно знали и уважали друг друга, и владыка, как только его назначили на нашу кафедру, сразу обратился к митрополиту Алексию с просьбой посодействовать в том, чтобы найти мощи. Считаю, что обретение мощей святителя Иоасафа произошло во многом благодаря настойчивости, вере и молитвам владыки Ювеналия.
О восстановлении Коренной пустыни, на мой взгляд, надо писать отдельную книгу. Это подвиг владыки Ювеналия — он вдохнул жизнь в эти оскверненные здания. Помню первые службы — сначала под открытым небом, потом в храме, с которого еще не сняли вывеску «Клуб» — там ПТУ находилось. После службы на Успение накрыли трапезу, и за трапезой владыка читал «Синаксарь».
Не меньшим подвигом считаю я создание женского монастыря в честь Алексия Человека Божия в поселке Золотухино. Даже до революции там не было ни одного храма, а в XXI веке благодаря трудам и молитвам владыки Ювеналия появился монастырь с подсобным хозяйством. До последних дней владыка постоянно бывал там, интересовался жизнью обители. Схимитрополит Ювеналий — великий труженик, молитвенник, образец преданности Церкви.
Читайте также: