Освещая полемику вокруг «суда», организованного тульскими миссионерами по поводу религиозных взглядов Бориса Гребенщикова, портал «Правмир» решил обратиться и к самим «обвинителям», которые пока ещё никак не прокомментировали проведённое ими необычное миссионерское мероприятие. Желая услышать их точку зрения, мы обратились к председателю Миссионерского отдела Тульской епархии протоиерею Олегу Кузьминову, под руководством которого, если верить сообщениям в СМИ, и проходил своеобразный процесс.

Однако оказалось, что с конца ноября минувшего года отец Олег уже не является руководителем епархиального миссионерского отдела, а указом правящего архиерея №1 от 13.01.11 почислен за штат Тульской епархии. На данный момент руководителем отдела является иерей Павел Картушин, однако отец Олег, много лет лично знающий участников «процесса», согласился прокомментировать происшедшее для нашего портала.

– Отец Олег, как вы сами оцениваете мероприятие, проведённое вашими бывшими коллегами-миссионерами?

Протоиерей Олег Кузьминов

– Мне кажется, основной ошибкой Миссионерского отдела стало то, как именно был составлен пресс-релиз о мероприятии. И Валерий Отставных в своём блоге, и отец Павел в официальных СМИ, освещая акцию, не подумали о том, как она будет воспринята вовне. Я знаю Валерия с 1990-го года. Это человек, который вырос на песнях Гребенщикова, и в принципе взял гитару в руки только благодаря БГ. Нужно лично знать Валеру, чтобы понять – всё, что он делает, делается с юмором. Насколько я знаю из общения с участниками, это было шутливое мероприятие, маленькая провокация, и никто не думал, что она вызовет такую волну в общественном мнении. Неужели для всех не очевидно, что это было сделано во многом в шутку? Видимо, люди привыкли, что если что-то делается в Церкви, оно делается серьёзно.

– Хорошо, но какова была цель данной провокации?

– Ещё в то время, когда я был руководителем Отдела, мы организовали цикл встреч в местном кинозале, посвящённых рок-музыке. Первая беседа цикла была посвящена творчеству Константина Кинчева, вторая – как раз БГ, а далее должно было идти обсуждение творчества Дяди Фёдора Чистякова. Подобные встречи – это, прежде всего, предлог, чтобы поговорить о каких-то серьёзных вещах на примере творчества и жизненного пути этих людей. Мы смотрим, как развивалось их творчество, к чему пришли музыканты, какие этапы в своём творчестве преодолели. Это действительно интересно для молодёжи.

– И с кем ведётся такой разговор – с православной или светской молодёжью?

– В том-то и дело, что на эти собрания приходит нецерковная молодёжь. Именно поэтому такие мероприятия и являются миссионерскими.

– А вы не боитесь, что невоцерковлённую молодёжь могут оттолкнуть такие резкие заявления относительно столь известного музыканта? Они ведь вряд ли понимают, что такое оккультизм, но поймут, что Церковь почему-то не признаёт их кумира.

– Выводы делали сами участники встречи. Как мне пояснили, когда проходил анализ материалов, вопросы задавались в зал, и к данным выводам приходила сама нецерковная аудитория!

– И всё же, отец Олег, по вашему мнению, каков был основной итог этого мероприятия в первую очередь для светских гостей? Почерпнули ли они для себя ещё что-то, помимо того, что разобрались в мировоззрении музыканта?

– Мне кажется, этой акцией мы затронули больную для всех тему: получается, если ты православный, то должен регулярно молиться и причащаться? Это означает, что ты должен расстаться с определёнными своими убеждениями?

– С канонической точки зрения, безусловно, должен. Другое дело, что если мы говорим о молодёжной миссии, встаёт вопрос: нужно ли говорить об этом с самого начала? С чего вообще нужно начинать разговор с нецерковным человеком: с того ли, что ему следует отказаться от чего-то, или всё же вначале рассказать ему о Христе, чтобы он понял, ради Кого должен менять свои взгляды?

– Нужно, наверное, и то, и другое. Чем больше будет разных форм, тем лучше, хотя бы потому, что и люди тоже все разные, и одно и то же слово может совершенно по-разному влиять на разных людей. Здесь люди просто анализировали, могут ли одни взгляды сочетаться с другими, и при этом невольно задавались вопросом: «А как это происходит в моей жизни? Может ли это сочетаться у меня?».

– В общем, как я поняла, настрой участников был вовсе не обвинительным, а, скорее, шутливо-дискуссионным?

– Конечно, такой настрой вообще всегда свойственен Валерию. И то, как мероприятие было подано Отделом в средства массовой информации, конечно, является ошибкой, потому что вне контекста ситуация воспринялась так резко. Однако я даже рад, что сейчас поднялся такой разговор, потому что он касается уже не Бориса Борисовича или его творчества, а гораздо более серьёзных вещей: кого вообще следует считать православным? Конечно, если бы я сам был на этом мероприятии, я бы мог корректировать и направлять его ход, и мог бы спрогнозировать, к каким последствиям приведёт именно такая подача материала. Поймите, Валерию часто важно не решить проблему, а хотя бы её озвучить, что он и сделал в этом случае.

Я же со своей стороны позволю себе присоединиться к отцу Олегу в том, что, в самом деле, не стоит раздувать скандал из уже прошедшего мероприятия. К сожалению, как часто бывает в подобных случаях, многие начинают смаковать щекотливые ситуации, извлекая из этого личную пользу. Недоброжелатели Церкви рады ухватиться за тульскую инициативу, чтобы лишний раз показать «инквизиторский характер» РПЦ, противники активного миссионерства пользуются ситуацией, как аргументом против рок-миссии как таковой, а противники катехизации воодушевляются идеей записывать в ряды христиан всех «номинальных» православных.

Но, может быть, в самом деле, не стоит лишний раз обсуждать уже прошедшее мероприятие, и стоит перевести дискуссию в более конструктивное русло и попытаться ответить на вопросы, которые поставили как игумен Сергий, так и отец Олег. Могут ли в жизни православного христианина сочетаться оккультно-мистические и христианские взгляды? Возможно ли вообще пытаться понять творчество через догматические рамки? Кого следует считать православным? Какие миссионерские формы и ходы допустимы для того, чтобы поговорить с молодыми людьми о вере? Если через обсуждение этих вопросов мы придём к конструктивному результату, значит, мы смогли использовать попущенную Богом конфликтную ситуацию для нашей общей пользы.

Тех же, кто ещё сохранил какие-либо претензии друг ко другу, мне бы хотелось призвать разрешить их в братском диалоге, который лучше вести не через перебрасывание «открытыми письмами», а наедине. Надеюсь, что даже любящие сенсации коллеги-журналисты поддержат меня в этом, так как самой лучшей «сенсацией» в данном случае, на мой взгляд, было бы примирение сторон.

Ксения Кириллова

Читайте также:

Владимир Легойда: «Суд» над музыкантом – не самый удачный миссионерский ход

Игумен Сергий (Рыбко) прокомментировал открытое письмо Дворкина

Дворкин опубликовал открытое письмо игумену Сергию по поводу религиозных взглядов Гребенщикова

Игумен Сергий возражает против осуждения Гребенщикова со стороны миссионеров в Тульской епархии

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.