Портал «Правмир» продолжает серию экспертных интервью с ведущими представителями отечественной журналистики, центральная тема — происходящее в обществе и Церкви сегодня. Существует ли информационная война против Церкви? Кто ее ведет? Как ей противостоять? Где искать точки начала диалога? Церковь со властью или с народом?
Отвечает протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы и духовник гимназии имени святителя Василия Великого, экс-руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси.
— Отец Владимир, что, на ваш взгляд, изменилось за последние 9 месяцев во взаимоотношениях Церкви и общества?
— На вопрос ответить трудно, поскольку в понятие «общество» разные люди вкладывают разные значения. Сами социологи, изучающие объединения людей по всевозможным признакам, до сих пор не могут прийти к какому-либо согласию в определении общества.
Обычно считается, что люди объединяются по общей системе ценностей – по языку, религии, истории, культуре, традициям, обычаям, этическим нормам, законам, правилам. Но что делать, если в нашей стране множество языков и религий, множество культур и обычаев, множество идеологий и партий и вообще множество людей с самыми экзотическими ценностными приоритетами?
Но самое главное – мы живем во времена, когда идет агрессивная борьба против сложившихся представлений о любых ценностях – не только религиозных. Спросите любого человека «дела» — ученого, инженера, преподавателя, землепашца, интеллигента – и он вам начнет говорить, что его область деятельности находится в глубочайшем кризисе, что все, что накоплено годами, десятилетиями и даже веками, катится в тартарары, что сейчас происходит глобальный слом скреп, стержневых вертикальных и горизонтальных парадигм.
Нечто подобное ощущали люди в период революций в начале ХХ века, когда рассуждения о «грядущем хаме» были обычным делом в интеллигентской среде. Библейский Хам, судя по фреске Микеланджело, обнаруживший в шатре наготу своего отца Ноя, посмеялся над ним, рассказывая братьям об увиденном. Не это ли символ нашего времени?
По древнему иудейскому преданию, Хам стал идолопоклонником, а один из его сыновей Ханаан, согласно Библии, был проклят Ноем на вечное рабское существование. Нынешние хамы – это идолопоклонники и рабы самых постыдных человеческих грехов.
Именно они сегодня самозванно объявили себя властителями дум, именно они объявили войну Церкви, именно они уже на новом витке истории готовы петь: «Вставай, проклятьем заклейменный… Весь мир насилья мы разроем… Мы наш мы новый мир построим, кто был никем, тот станет всем!.. Никто не даст нам избавленья: Ни Бог, ни царь и не герой…».
Если что-то и произошло за последние 9 месяцев, это появление на сцене в своей демонстративном бесстыдстве «грядущего хама».
— Как вы оцениваете ту ситуацию, которая сегодня сложилась в информационном пространстве вокруг Русской Церкви?
Много раз уже писал об этом и в книге «Что это было: весеннее антихристианское обострение», и в серии статей и интервью, опубликованных в разных изданиях. Не буду повторяться. Скажу только, что не нужно представлять всплеск антицерковных выступлений в нескольких десятках СМИ как массовое явление «информационного пространства».
Среди многих кризисов общественных институтов наиболее ярким и показательным является кризис журналистики. Как получилось, что журналистика оказалась настолько манипулируемой, что произошло в последнее время такого, чтобы наиболее востребованными в журналистике оказались методы пропаганды, дискредитированные во времена советской власти, почему на первый план в СМИ выдвигаются жанры «информационного киллерства» с присущими им методами клеветы, оскорблений, попрания чести и достоинства человека, куда, наконец, делась свобода и независимость журналиста?
Многие уверены, что Церковь вокруг себя формирует наиболее консервативную часть общества, поэтому либерально ориентированное, безрелигиозное сознание инстинктивно, на уровне экспериментов Павлова над собаками, выделяет слюну для плевка в сторону Церкви. Некоторая часть журналистов пошла дальше – она стала железной челюстью, кусающей с жадностью всех, кто противится агрессии «грядущего хама».
— Какой запрос сегодня у общества формируется к Церкви?
Опять-таки — какого «общества»? Если того общества, которое пытается рулить всем и вся в нашей стране, то Церкви абсолютно не интересен их «запрос». Он и так понятен – в конечном счете, самоликвидируйтесь, ну, а пока – запритесь в своих стенах и бейтесь головой об пол, но только замолчите, не высовывайтесь, а мы пока посмеемся, поиздеваемся над вами.
Однако в большинстве своем здравомыслящие люди видят в Церкви объединяющую силу общества, его сердце, его духовный стержень. Этот «запрос» сформировался испокон веков, ничего нового в него вносить не надо, все сказано в Евангелии.
— Что было самым для вас печальным в этой связи? Что стало самым радостным и важным?
Печально то, что некоторые мои «нецерковные» знакомые, в общем-то, хорошие и нормальные люди, проявляют пассивность и индифферентность в отношении растущей агрессии против Церкви. Неужели им не понятно, что стрелы, направленные против верующих, когда-то в обозримое время пронзят их самих, как это было в 20-30-е годы ХХ столетия? Пора нам всем объединяться – хам стоит у порога каждого дома. Радостные события, конечно же, были, но они не связаны с общественной жизнью страны.
— Ответ на какие вопросы вы сегодня ждете от Церкви?
Все ответы заключены в Нагорной проповеди. Почитайте 5 главу Евангелия от Матфея без изъяна – там все сказано.
— Как надо или как не надо, на ваш взгляд, защищать Церковь ?
— Церковь как Тело Христово самодостаточна, ее даже «врата ада не одолеют». Защищать надо свою и чужую душу. Пусть каждый из нас помнит: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?.. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 36, 38).
Читайте также:
Сергей Чапнин: Мне дороже всего пример радостной жизни во Христе
Андрей Золотов: Сегодня — как в V веке — на базарах и в кафе спорят о Церкви!
Константин Эггерт: Общественное недовольство предназначалось не Церкви
Владимир Мамонтов: Мистерия-буфф на мосту, который пока не рухнул
Александр Архангельский: Церковь стала дымовой завесой от проблем в государстве
Андрей Максимов: Раздвоение без попыток анализа