Читайте также: Молодежь из «Наших» – организаторы приходской жизни?
Руководитель православного корпуса движения «Наши» Борис Якеменко предложил ввести корпус светских активистов при приходах Русской Православной Церкви.
По словам Якеменко, «Это должен быть молодой человек, который будет работать полный рабочий день… и получать деньги за свою работу. Его задача, во-первых, держать жителей всех окрестных домов в курсе того, что происходит в храме. Раскладывать по ящикам листовки с информацией о том, когда какие праздники, посты, когда можно прийти в храм исповедоваться, креститься. Желательно, чтобы он лично знакомился с людьми. В выходные дни он всегда должен быть в храме на службе и беседовать со всеми молодыми людьми, которые приходят в храм. Он должен с ними поговорить и сделать все возможное, чтобы они захотели прийти еще, чтобы воцерковлялись. Он также будет организовывать лектории, паломничества, клубы, показы фильмов, и в итоге вокруг него начнет сплачиваться молодежь из этого района«.
Своими размышлениями об идее «Наших» с порталом «Правмир» поделился протоиерей Владислав Свешников:
Я считаю, что корпус светских активистов в том виде, как это предлагает Борис Якеменко, не нужен Церкви. Что члены такой – сугубо светской – организации могут знать о внутренней жизни Церкви? Они могут транслировать людям только поверхностные знания о христианстве – почерпнутые из книг и лекций обрывки сведений, мнений. То есть свое неполное понимание сути церковной жизни.
Христианство прорастает изнутри – во всех отношениях. В том числе если речь идет о миссионерстве. Миссия может исходить только изнутри Церкви же, иначе она будет отвлеченной от самого главного, сосредоточенной исключительно на внешних атрибутах церковной жизни. И это в лучшем случае. А в худшем – не имеющей к Церкви никакого отношения.
Я верю, что предложение Бориса Якеменко – это искренняя инициатива, но все мы знаем выражение о том, куда могут привести благие намерения. Благие намерения абсолютно не решают исход начинания. Взгляд со стороны часто показывает бессмысленность иных ярких идей, разумность о однозначная положительность которых основана лишь на субъективном ощущении авторов. Мне кажется, идея светских активистов при приходах – как раз из такой категории.
В истории Церкви не было прецедентов привлечения светских молодежных объединений к делу миссии. О таких случаях в практике западных христианских Церквей я тоже не слышал. Семя прорастает изнутри – так было и так должно быть. А снаружи могут бросаться только плевела.
Если молодые люди, которых Борис Якеменко планирует набрать в «корпус активистов» хотят жить ради Бога и Церкви, они могут найти свой путь внутри Церкви – в любом приходе им найдется дело по душе и способностям. Юноши и девушки могут смело просить настоятеля о какой-то миссионерской работе – ведь существует масса форм миссии.
А если цель таких активистов – просто самореализоваться, то это обычный гордостный путь, и для них материал, на котором они будут реализовывать свое «я» – церковный ли, или нецерковный – будет всегда второстепенным. Пойдя по такому пути – пути гордыни – они не только сами будут дезориентированы, но и введут в заблуждение других людей – тех, к кому придут с миссией. Будет большая беда, если горячие, убежденные в своих идеях молодые люди начнут распространять искаженные представления о христианстве, о Боге, о Церкви.
Если образованная, умная молодежь сплотится вокруг прихода – тогда, возможно, у нее что-то получится. Но такие надуманные шаги, особенно если они имеют общественный, а может даже откровенно политический характер – могут принести совсем не тот результат, который хотят получить организаторы.
Думаю, все должно быть органично. Всякая надуманность противоречит органичности. А естественна в этой ситуации веками отработанная сихема миссионерства – миссия, идущая изнутри прихода. Может быть, эта классическая система сейчас плохо функционирует – в силу нашей лени, индивидуализма, не слишком глубоких знаний, возраста и малого опыта наконец. Конечно, хотелось бы в деле миссии достичь куда большего. Но все-таки и многое у нас получается. Недаром в Свято-Тихоновском университете есть целый миссионерский факультет, который выпускает хороших специалистов.
Церковь старается нести свет подлинного знания изнутри приходской жизни, и этот свет – что важно – меньше всего заключается в словах. А больше всего – в целостном образе сознания и, соответственно, целостном образе жизни.
Если светские молодые люди – те самые активисты – по своему внутреннему состоянию, ценностному переживанию будут далекими от Церкви – то даже обширные знания церковной истории и основ богословия не помогут им стать хорошими миссионерами. Может случиться так, что они просто-напросто снова пойдут по стандартному идеологическому пути. А ведь любая идеология по своей сути всегда враждебна христианству, потому что даже если речь идет о сущностном переживании христианина, а его осмыслении жизни – то это называется мировоззрение. Такого понятия как «христианская идеология» не должно существовать. Идеологии нет места внутри Церкви.
Записала Елизавета Киктенко.
Читайте также: Молодежь из «Наших» – организаторы приходской жизни?