Протоиерей Всеволод Чаплин: Cегодня нужно глобальное гражданское общество
Протоиерей Всеволод Чаплин в программе «Комментарий недели» телеканала «Союз» высказался о причинах и возможности мирового экономического кризиса, а также о том, как можно ему противостоять.
Самая обсуждаемая, пожалуй, тема – и в мировых СМИ, и в российских СМИ, и в разговорах между людьми, на работе, дома – за все последние месяцы – это опасность нового экономического кризиса.
Для страны, которая пережила тяжелейшие экономические потрясения в 90-е годы, пережила кризис 2008 года, для всего постсоветского пространства, на котором эти кризисы отразились очень и очень жестко, если не сказать жестоко, опасность нового экономического кризиса, новых социальных потрясений – это опасность, которая очень и очень ощутима. Потому что люди хорошо помнят, хорошо знают, что это такое.
Много сегодня говорится о том, в чем причина нынешних экономических нестроений. Много говорится о том, что не работают те или иные политические и экономические механизмы, слишком велики долги, слишком велик отрыв виртуальной экономики от реальной экономики… Все это правда. И за всем этим стоит элементарный принцип.
Труд должен соответствовать тем ценностям, которые объявляются плодом труда.
И еще более простой принцип известен нам из послания святого апостола Павла. Кстати, этот принцип в свое время был присвоен себе большевиками, но мы знаем, что он имеет священную основу, основу, связанную с христианской традицией.
«Не трудящийся да не ест».
Этот принцип имеет отношение не только к марксистской, коммунистической традиции, но и к любому серьезному, нравственному, ответственному, совестливому рассуждению об экономике.
Действительно, когда деньги, разного рода финансовые инструменты, материальные ценности, которые призваны служить эквивалентом труда или эквивалентом данного Богом людям богатства, отрываются от этого труда и от этого богатства, значит, происходит что-то глубоко неправильное.
Еще недавно некоторые люди практически смеялись в глаза тем, кто говорил, что должна быть установлена или восстановлена связь между реальной экономикой и виртуальной экономикой. Говорилось, что реальная экономика, экономика товаров и услуг становится мелкой частью, мелкой функцией от экономики виртуальной. Виртуальная экономика больше. В ней делаются большие доходы, ею занимается большее количество талантливых, продвинутых, умных, динамичных людей. И значит, реальная экономика – это нечто костное, имеющее отношение к прошлому, малоинтересное, малодоходное, малодинамичное.
Тем не менее сегодня мы видим, что базовые нравственные принципы, базовые законы природы, имеющие прямое отношение к законам экономики, ненарушимы.
Невозможно без труда заработать большое количество средств и эти средства сделать стабильными. Легкие деньги легко кончаются. Неправедно нажитое богатство быстро исчезает. Средства, которые получены не в результате труда, очень часто идут не на пользу, а во вред тем, кто их приобрел.
Об этом, между прочим, очень красноречиво говорит вся история 90-х и 2000-х годов, времени, когда быстро обогатившиеся люди в большинстве своем не получили ни счастья, ни реальных жизненных перспектив из-за тех богатств, которые они украли или получили в следствие политических манипуляций и доступа к некоторым лицам, которые могли одной подписью сменить собственника большого количества предприятий, стоивших многие миллионы долларов, но были проданы за бесценок.
Люди, которые легко обогатились, в большинстве своем потерпели жизненный крах. И мы это знаем из недавней истории.
То же самое всегда происходила в любом обществе, в любое время. И так же произойдет. Не может не произойти в мировом масштабе.
Экономический кризис, который мы сегодня обсуждаем, неизбежен, если мировая экономическая структура не преодолеет разрыва между трудом и капиталом, между следствиями и вложенным трудом.
Пока этот разрыв остается системным, пока этот разрыв пропагандируется как достижение и как нечто нормальное, перед мировой экономикой, а также перед экономикой каждой отдельно взятой страны в условиях глобализации экономических процессов будет стоять опасность кризиса и краха.
Люди чувствуют несправедливость разрыва между деньгами и трудом, между деньгами и реальными ценностями, реальной экономикой. Неслучайно сегодня инвесторы, да и простые люди бегут от денег в золото, в недвижимость и в другие ценности материального порядка, которые связаны с трудом, с реальной экономикой.
И сегодня многие люди спрашивают друг друга и сами себя, что делать, как себя вести в условиях этого экономического кризиса?
На самом деле, надо помнить, что никто не отменял ценностей, которые связаны с человеческим трудом. И поэтому именно эти ценности должны быть настоящей основой, может быть, единственной надежной основой материального благосостояния каждого человека, каждой семьи, каждого государства.
Фантом виртуальной экономики, фантом вложения денег в механизмы быстрого обогащения, в процессы, которые быстро делают из одних денег другие и из одних долговых расписок – другие, из одних финансовых механизмов – другие, и тем самым постоянно увеличивают количество денежной массы – реальной или виртуальной, – не обеспеченной никаким трудом, никакими материальными ценностями, все эти процессы показывают сегодня свою обманчивость и свою безжизненность.
Поэтому правильно люди поступают тогда, когда они вкладывают плоды своего труда в те материальные ценности, которые вряд ли девальвируются в ходе тех или иных экономических процессов, в ходе борьбы между виртуальной экономикой и реальной экономикой. Может быть, эти ценности обесценятся только тогда, когда произойдут какие-то мировые катаклизмы, такие как войны, гражданские войны, различного рода природные катастрофы. Так или иначе, эти ценности падут последними из числа тех материальных приоритетов, которые сегодня выставляются во время противостояния и взаимодействия реальной экономики и виртуальной.
***
Итак, более менее понятно, что делать отдельному человеку и отдельной семье в условиях, когда экономический кризис более чем возможен. Опираться на те ценности, на которых строится реальная экономика.
А что делать человечеству? Что делать миру?
На эту тему сегодня рассуждают лучшие умы. Но некоторые из этих умов рассуждают открыто, в средствах массовой информации, на научных конференциях, а некоторые, наверное, втайне думают о том, как все-таки избежать экономического кризиса, который мог бы похоронить под собой «священных коров» современной экономической системы. Таких как доллар, банковскую структуру, виртуальную экономику.
К сожалению, есть все основания полагать, что в тиши некоторых кабинетов могут разрабатываться самые жесткие сценарии выхода из экономического кризиса, сценарии, которые предполагают и введение чрезвычайных экономических мер, таких как отказ от доллара в пользу иной американской валюты или панамериканской валюты, включающей в себя валюты нескольких стран Американского континента. Еще одним комплексом чрезвычайных мер может стать попытка установить тотальный контроль над всеми ресурсами топлива. Между прочим, нечто подобное сейчас происходит в контексте формирования так называемого «нового Ближнего Востока» через целый ряд революций и переворотов.
Такого рода чрезвычайные меры могут быть введены только при наличии очень и очень серьезного повода. Таким поводом может быть нечто гораздо более грандиозное, чем события 11 сентября. Постольку поскольку шок от этих событий в данном случае будет недостаточен для того, чтобы ввести экономическую чрезвычайную ситуацию.
Помня об этом, помня о возможности разработки и осуществления таких очень трагичных и очень жестких сценариев, сегодня гражданское общество во всем мире должно максимально активно следить за всем, что предлагается, пробуется, разрабатывается в органах власти и в органах управления крупнейших международных компаний.
В условиях глобальной экономики и глобальной политики очень нужно глобальное гражданское общество, которое могло бы эффективно контролировать как национальные, так и наднациональные органы власти, как государственные структуры, так и структуры, связанные с транснациональным бизнесом.
В России, на Украине, в некоторых других странах постсоветского пространства есть силы, которые способны участвовать в формировании такого гражданского общества. Есть силы, которые готовы достаточно активно говорить на самые разные темы. Не только в тиши кабинетов и академических аудиторий, но и на улице.
Будем надеяться, что такое гражданское действие, способное перейти национальные границы и помочь контролировать мировые силы, действующие в государственных учреждениях или в учреждениях крупных компаний, возникнет не без участия православной общественности. В том числе общественности славянских православных стран.
Мир либо погрузится в пучину экономического, политического, а затем и военного кризиса, либо найдет в себе силы восстановить связь – естественную связь, Богом определенную и природой определенную – между трудом и символами результатов этого труда, будь то деньги или какие бы то ни было еще финансовые инструменты.
Принцип высшей справедливости, связь между трудом и материальным благосостоянием человека, семьи, общества, апостольская заповедь «не трудящийся да не ест» — все это должно быть возвращено в круг принципов и идей, определяющих развитие мировой экономики.
Иначе, нас ждут все большие и большие проблемы, и все большие и большие беды, избежать которых можно только вернувшись к заповедям Божиим и к основанным на них лучшим примерам человеческой деятельности в области экономики, также как и в любой другой значимой для общества сфере.
Читайте также:
Кризис возникает, когда деньги отрываются от труда