Протоиерей Всеволод Чаплин — по поводу беспокойства граждан о том, что выборы депутатов Государственной Думы были сфальсифицированы. Эфир на православном телеканале «Союз».
Видео — телеканал «Союз». Расшифровка текста комментария — портал «Правмир».
Дорогие о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. Начал работу новый состав Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. В Государственной Думе появилось большее политическое разнообразие, появилось наряду с политиками, которые уже в течение многих десятилетий известны как депутаты Государственной Думы. Новые имена, имена людей, которые только начинают свою политическую деятельность.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уже в первый день работы Государственной Думы нового созыва поздравил ее новоизбранного спикера Сергея Евгеньевича Нарышкина с избранием на ответственный пост и обратил через него послание ко всем депутатам новой Государственной Думы.
Вот что сказал Святейший Патриарх:
«Выражаем надежду на дальнейшее развитие конструктивного взаимодействия Русской Православной Церкви и Законодательного собрания, на продолжение диалога по самому широкому спектру вопросов, важных для страны и мира. Прошу передать депутатам Государственной Думы нового созыва поздравления с началом работы. Желаю вам и вашим коллегам крепости сил, помощи Божьей и успехов в служении России. Да будут предстоящие труды исполнены деятельной заботой о процветании страны и благе людей».
Итак, Святейший Патриарх ясно дает понять: несмотря на все естественные разногласия между политическими партиями, несмотря на всю политическую конкуренцию, забота о благе людей и благе страны должна для депутатов новой Государственной Думы быть чем-то гораздо более важным, чем любые амбиции и разногласия, будь то политические, экономические или личные.
Русская Православная Церковь в течение многих лет взаимодействует со всеми политическими партиями, поставленными в Парламенте. И сегодня она, конечно же, готова сотрудничать ради блага людей, ради процветания России, ради тех целей, которыми обозначил свое поздравление Святейший Патриарх со всеми фракциями и комитетами Государственной Думы. Тем более что, как я уже сказал, многие из комитетов и практически все фракции возглавляются политиками, с которыми наша Церковь имеет многолетнее взаимодействие. С некоторыми из них я лично знаком около двадцати лет. В свое время, еще работая в Отделе внешних церковных связей, я взаимодействовал с политическими партиями. И сегодня занимаюсь этим как руководитель профильного синодального учреждения.
Несмотря на то, что бывают споры, особенно вокруг практических аспектов жизни Церкви, соприкасающиеся с экономическими реалиями и с теми или иными трудными или проблемными законами. В то же самое время я убежден, что большинство людей, которые составляют нашу Государственную Думу – это люди, искренне заботящиеся о благе страны, люди, с которыми Церковь может и должна взаимодействовать и будет взаимодействовать ради того, чтобы улучшить жизнь в стране, ради того, чтобы разрешить многие стоящие перед ней проблемы.
Итак, Государственная Дума начала работать. При этом мы знаем, что есть определенная часть общества, которая критикует итоги парламентских выборов и не желала бы взаимодействовать с этой Думой. Что ж, люди имеют право и на такой выбор. Люди имеют право на выражение собственного мнения. Однако, самое главное, чтобы любое выражение мнения, чтобы любая политическая дискуссия, чтобы расследования всех обвинений в нарушениях, которые сегодня официально предъявлены в суде в связи с итогами выборов, не нанесли бы удар по гражданскому миру, по государственности, по самой идее необходимости для страны, тем более такой протяженной и сложной страны, как Россия, стабильной, крепкой, нормально работающей государственной власти.
Власть можно и нужно критиковать, с ней можно и нужно спорить. И хорошо, что сегодня в Государственной Думе появляется значительное количество людей, которые еще недавно выступали в качестве критиков власти. Вообще, стабильность власти обеспечивается не вечной несменяемостью тех или иных фигур, а как раз способности власти обновляться и изменяться, привлекая максимальное количество людей, которые настроены критически, которые негативно воспринимают то, что делалось пять, десять, или пятнадцать, или двадцать лет назад, но которые все-таки готовы работать вместе со старшими поколениями, вместе с людьми иных убеждений ради блага страны. И настоящая стабильность – это не стабильность застоя. Это как раз стабильность, обеспечиваемая постоянным обновлением власти и ее способности воспринимать критику и взаимодействовать с критиками.
Но у нас часто вместо серьезной и ответственной критики, критики, нацеленной на созидание, в обществе появляется очень пагубная для России, что мы знаем из истории, эмоция, направленная на тотальное разрушение. Не хотим никакой власти, не согласны с народом, хотим вместо одной какую-то совершенно другую. Один человек, именующий себя священником, в радиоэфире договорился даже до того, что, как он убежден, России не нужна армия, потому что в России армия опасна. Очевидно, по его мысли, как я ее понял, как я ее услышал, в России такой народ, что людям нельзя давать в руки оружие.
Безответственные, разрушительные, анархистские, инфантильно-пацифистские настроения, которые, к сожалению, увлекают определенное количество людей, на самом деле опасны именно тем, что, будучи не связанными и с жизнью, и с ответственностью эмоциями часто могут играть роль спички в пороховой бочке. И мы это прекрасно знаем, как я уже говорил, из истории нашей страны.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в субботу и в воскресенье в проповедях говорил о положении в стране. 17 декабря в день святой великомученицы Варвары он сказал следующее:
«В новейшие времена правд ровно столько, сколько человеческих голов. У каждого своя правда, и это давление правды, это атомизация общества сегодня закреплена и в политической системе, которая поощряет разделение людей на различные политические партии, поощряет различные точки зрения. У каждого своя правда, своя человеческая с маленькой буквы правда».
Одна из популярных телепередач как раз и начинается словами: у каждого своя правда.
Лозунг, о котором упомянул Святейший Патриарх, лозунг, который используется в упомянутой радиопередаче – это своего рода центральный девиз времени.
У каждого своя правда, а настоящей правды нет. Могут быть разные правды, они могут сталкиваться, они должны конкурировать, но это означает только то, что общество должно принять разнообразие правд и отказаться от идеи, что правда одна. На самом деле все Евангелие, все христианское миропонимание, вообще миропонимание людей, связанных с теми или иными долгими историческими традициями, основано на твердом представлении о том, что правда на самом деле одна. Более того, есть правда, а есть ложь. И правду нужно отстаивать в противостоянии лжи.
И главная правда – это Божья Правда, о которой говорил в своей проповеди Святейший Патриарх Кирилл. В центре понимания людьми этой правды осознание того, что, может быть, не так важны политические или экономические разногласия. Самое важное – другое. Достижение блаженной и вечности, и жизни на земле в соответствии с законами этой вечности, в соответствии с заповедями Божьими, исполнение которых вместе с истинной верой делает человека способным войти в блаженную вечность. Говорить об этом Церковь не перестанет. И об этом ясно сказал Его Святейшество.
Вот слова, которые он чуть позже сказал в своей проповеди в день святой великомученицы Варвары:
«Мы знаем, в какую кровавую баню, в какое кровавое месиво было превращено бытие наших предков в ХХ веке, когда в борьбе за эти маленькие человеческие правды, отец восстал на детей и дети на отца, когда разрушены были дружба и любовь, когда кровь лилась рекой, когда обезумевшие от этой крови люди стремились всеми силами, несмотря ни на что, утвердить свою маленькую человеческую, скажем прямо, ничтожную правду. Как важно, чтобы мы, наследники великой России, прошедшей через страшные испытания ХХ века, сегодня оказались способными воспринять уроки прошлого и не повторять ошибки отцов, совершенной ими в канун 1917 года, не повторять ошибки тех, кто в 90-е годы круто менял жизнь нашего народа, не повторять и другие ошибки».
Действительно, много раз в истории России бывало так, что казавшиеся потом малозначимыми политические разногласия становились поводом для разжигания общенационального столкновения всех со всеми, которые потом отбрасывали на десятилетия, а то и на века назад то развитие русской истории, которое могло бы закончиться много раз в истории настоящим триумфом, торжеством России. Не только как политической, военной или экономической силы, но и силы, которая способна духовно преобразить весь окружающий мир.
Происходившие много раз бурные преобразования и революции, гражданские войны при их начале объяснялись заботой о народном счастье. И в каждом из этих случаев народ оказывался гораздо более несчастен, чем до начала революционных событий или радикальных преобразований общественной жизни.
Еще раз приведу слова Святейшего Патриарха, сказанные в день памяти святой великомученицы Варвары.
«Нам говорят: если вы пойдете в эту сторону, будете счастливы, а если в эту сторону, несчастливы. Но разве не то же самое говорили нам накануне кровавой революции 1917 года? Разве не так же говорили в течение всего ХХ века? И ведь поддавались, и миллионы людей шли куда-то вопреки своей воли только потому, что кто-то связывал с этим выбором их счастье».
Люди шли вопреки своей воле. Это очень важные слова Его Святейшества.
Действительно, часто бывало так, что толпы людей, ослепленные той или иной идеей, той или иной эмоцией, связанной с ненавистью или, наоборот, с желанием тотального всеобщего счастья здесь и сейчас, на самом деле состояли из людей, которые вряд ли по доброй воле, подумав и все взвесив, стали бы участниками этих толп. Люди действовали не по своей воле. Люди действовали по наущению. Люди действовали, будучи ведомы манипуляторами, которые знали, как породить стадный инстинкт, как заставить людей руководствоваться не серьезным рассмотрением того или иного вопроса, не ответственным подходом к собственной жизни и жизни страны, а минутной эмоцией, желанием бесплатного счастья здесь и сейчас, или отмщения врагу, или покарания того или иного ненавистного человека, или просто желанием сместить какую угодно власть, какого угодно начальника, чтобы воспользоваться пусть на несколько дней или недель невиданной доселе вольницей.
Вот эта ситуация очень опасна. Когда люди руководимы слепыми вождями, которые действуют только в собственных интересах, когда люди поддаются стадному инстинкту, это не выражение их настоящей воли. Это выражение злой воли тех, кто ими руководит. А очень часто это оказываются самые бесчестные исторические деятели, а которых вроде бы все знали и знают, что это люди недостойные, что это люди, виновные в очень нечистоплотных с нравственной точки зрения поступках. И, тем не менее, вдруг поддавшись эмоциям, вдруг поддавшись провокациям, идут за этими самыми людьми, которых не хотят видеть во главе народного движения и, тем не мене, повинуются инстинкту, навязанному им помимо их воли.
Сказанное не означает, что власть не должна слушать критику и тем более не должна говорить с народом, включая самые разные, самые непростые его составные части. Если бы было больше диалога между властью и народом, кстати говоря, не было бы ни пятого, ни семнадцатого, ни 91, ни 93 годов. И к диалогу вновь призвал Святейший Патриарх Кирилл.
Вот что он сказал в проповеди в неделю 27-ю по Пятидесятнице 18 декабря этого года:
«Пусть Господь вразумит всех, кто имеет разные точки зрения, в том числе на политическое положение в стране и на минувшие выборы и поможет вступить в реальный гражданский диалог, чтобы не разрушалась наша национальная жизнь, такими трудами по крупицам собираемые. Но для того, чтобы преодолеть недоумения и восстановить доверие, сделать общество еще более сплоченным и способным идти в будущее. Власти должны с большим доверием отнестись к людям и содействовать этому диалогу и общению, преодолению недоумений и разногласий с тем, чтобы никакие человеческие соблазны, никакие ошибки, никакое неправильно понятое служение благу страны не разделяло людей. Нам более не дано право на разделение. Кровь, пролитая в ХХ веке, не дает нам такого права».
Будем надеяться, что через общение и диалог разных слоев общества, о чем и сказал Святейший Патриарх, через способность власти услышать голос народа, причем, не только тех людей, которые составляют московскую или городскую элиту, но и тех людей, которые живут в глубинке, которые составляют наше воинство, наш рабочий класс, наше крестьянство, наш интеллектуальный слой, не только московский, но и провинциальный. Через диалог сов семи этим людьми власть должна услышать ту озабоченность, ту боль, которая есть у многих из них.
Так вот, будем надеяться, что через этот диалог, через способность власти поменять собственные решения, найти новых людей, найти новые подходы к общению с народом и к политике, и к экономике, наша страна сможет избежать любых кризисных явлений и противостояния, которое, с одной стороны, порождаются неспособностью власти меняться и слышать людей, а с другой стороны, действиями провокаторов и манипуляторов, которые заставляют людей, помимо их настоящей воли, играть в чужую игру.
Расшифровка текста видео-комментария — портал «Правмир».