Портал «Правмир» продолжает публиковать  ответы протоиерея Всеволода Чаплина на вопросы

Мы с мужем и маленькой дочкой живем у моих родителей в двухкомнатной квартире. Происходят трения. Супруг чувствует себя плохо и стесненно. Мама постоянно нас поучает, делает замечания, упрекает, говорит, когда и как убираться, стирать, контролирует по телефону и т.п. Это раздражает мужа. Он говорит, что мы взрослые люди и сами знаем, что и как делать. Но если сказать это маме, то она обидится.

Разъехаться и жить отдельно нет возможности, т.к. снимать квартиру дорого, либо мужу нужно выходить на вторую работу. Но тогда нет смысла разъезжаться, так как я мужа не увижу и буду одна сидеть с ребенком на съемной квартире, а он будет только спать и работать.

Как быть в этой ситуации?

Благодарю, Нина.

Ситуация действительно непростая, и в такой ситуации оказываются сегодня многие люди в нашей стране. Конечно, лучше всего было бы жить самостоятельно. Но если для этого нет никакой материальной возможности, постарайтесь провести некую разделительную линию между вашей семьей и семьей старшего поколения.

Попытайтесь договориться о том, что в ваших отношениях нужно и должно делать, а чего делать не надо. Это не всегда работает, но, по крайней мере, попытаться надо. Может быть, стоит обедать и ужинать в разное время, может быть, стоит раздельно проводить выходные дни, уезжать или просто, по крайней мере, воздержаться от совместного обсуждения всех проблем — от политических до бытовых.

Здравствуйте, о. Всеволод

Меня интересуют три вопроса:

Первый вопрос.  У нас с мужем маленький ребенок. Мне после кесарева сечения страшно беременеть второй раз. К тому же муж говорит, что в ближайшее время не готов ко второму ребенку. Как же выполнять волю Божью о чадородии?

Просить Господа указать, тем или иным образом, как лучше поступать. Ну и, конечно, соотносить собственное здоровье с тем, как будет дальше развиваться Ваша семья. Но если Господь даст ребенка, не бойтесь.

Второй вопрос. Как общаться с родственниками, принцип жизни которых «жить, как все»? Например, говорю свекрови: «Не хочу делать прививки ребенку, пока вакцина не всегда качественная», а она: «Ты что! Все же делают, и вам надо». Или мужу говорю: «Зачем тебе пить пиво, вредное ведь», а он: «Так все же пьют». То есть как все, так и я. Как на это реагировать?

Не думайте, что Вы обязательно умнее всех. Жить только по рациональным правилам человек не может, потому что он состоит не только из ума, но и из души и сердца. И в жизни должно быть место как разуму, так и чувству. Вы, конечно, можете обсуждать и с мужем, и со свекровью те или иные жизненные ситуации, поступки, планы. Но не стоит ожидать и требовать того, что Ваше мнение, пусть даже самое правильное на свете, будет принято, и на этом будет поставлена точка.

Третий вопрос. Что делать, если муж не хочет ходить в церковь?

С уважением и ожиданием ответа.

Давить на него и «пилить» его не надо. Можно и нужно иногда тактично попытаться раскрыть перед ним радость и смысл участия в богослужении — или самой, или через книги, фильмы, встречи. И, конечно, молитесь о нем. Если сами мы не можем изменить кого-то из окружающих к лучшему, то Господь может все. Поэтому надо, веруя в Его помощь, об этой помощи просить.

Добрый день. У меня вопрос по поводу существования сект в Православии. Мой отец, став православным человеком, начал часто посещать церковь. Но через некоторое время порвал все отношения с моей матерью и развелся, хотя они были венчаны. На вопросы мамы, что случилось и почему он так делает, отец ответил, что будут они дальше вместе или нет, решать его духовному отцу, который с моей мамой не разговаривал, а только с отцом и дал благословение на развод. На данный момент папа перестал общаться и со мной, его дочерью, и не разрешает мне навещать мою больную бабушку, которая два года уже лежит. На мой вопрос, можно ли мне к ним приехать, он ответил, что сначала должен поговорить с батюшкой. Еще много разных нюансов, по которым я начинаю думать, что он попал в секту под видом православного прихода. Возможно ли такое в православном приходе в Москве? Я не знаю, как мне с ним общаться. Он говорит, что все в порядке, ничего не случилось, но отношения всяческие со мной прервал. Я молюсь каждый день за него, но позвонить не хватает моральных сил, хотя жутко переживаю и за него и за бабушку!

Катерина.

К сожалению, бывают проявления чрезмерной власти со стороны духовников. Об этом в свое время было ясно сказано в Определении Священного Синода о духовничестве от 1998 года. Когда духовник призывает человека оставить семью, для этого должны быть очень веские причины: такие как опасность человека для ближних или очевидное призвание к монашеству, которое, впрочем, вряд ли может реализоваться до тех пор, пока человек не выполнит свой долг по отношению к семье, а члены этой семьи не примут его желания принять постриг. Возможно, Вам стоит прямо поговорить с духовником Вашего отца, да и с ним самим.

Здравствуйте, о. Всеволод!

Православный человек определяется по исповеданию Никео-Цареградского Символа веры. Римо-католики с их Филиокве исказили Символ веры и их можно назвать по сути — христологическими еретиками, как и ариан.

Лютеране же не возражают против содержания Никео-Цареградского Символа веры, так как ничего в нем не противоречит учению Лютера, хоть они и верят только в 2 таинства, а не в 7, и у большинства лютеран рукополагают женщин и, скажем так, извращают богоустановленный тип брака.

В связи с этим вопрос: можно ли отнести лютеран как стоящих ближе к Православию, чем римо-католиков (я имею в виду лютеран, не практикующих женские ординации и благословение однополых «браков»)?

И еще: как близко к Православию стоят старокатолики, отвергающие филиокве, непорочное зачатие Божией Матери, непогрешимость учения Папы Римского и прочие заблуждения римо-католиков?

Заранее спасибо. Сергей.

Католическая Церковь по вероучению к нам все-таки ближе, чем лютеране. Кстати, в ней сегодня не отвергается изначальный текст Никео-Цареградского символа веры. А в лютеранстве иначе, чем у нас, понимаются таинства и священство. Учение о спасении довольно радикально отличается от православного. Более того, как Вы знаете, в большинстве лютеранских церквей принято женское священство, а многие уже пришли или семимильными шагами идут к рукоположению открытых гомосексуалистов.

Старокатолики к нам действительно догматически ближе, чем Римско-Католическая Церковь. Не случайно в свое время имел место очень глубокий богословский диалог, нацеленный на воссоединение их с Православием. Впрочем, проблема в том, что современные старокатолики по своему образу жизни и нравственным установкам ближе к протестантам, чем к католикам. У них появилось женское священство, многие другие либеральные новшества.

Благословите, отец Всеволод!

У меня вопрос насчёт православных и прочих имён. В храмах не принимают, скажем, на сорокоуст имена не христианские — Виолетта, Лада, Элина, Арнольд и прочие. А ведь эти люди тоже крещёные и православные.

Получается, за них нельзя никак помолиться близким, раз они не знают, с каким именем их крестили? А если такой человек умер, так о нем вообще молиться в храме никогда не будут? А что делать болгарам, когда они, приезжая к нам, пишут всяких Калинок, Станок и т.д.? Или грузинам и прочим? Возможно ли решить этот вопрос на церковном уровне?

Нина Георгиевна.

Надо посоветоваться со священником и избрать то или иное имя. Господь знает, о ком Вы молитесь, и слышит Вашу молитву. В советское время было немало случаев, в результате которых человек не знал о том, с каким именем его крестили. Что же теперь, эти люди автоматически отлучены от Царства Божия? Конечно, нет.

Здравствуйте, отец Всеволод! Помогите, пожалуйста, разобраться, какие праздники в современной России являются официально церковно-государственными, кроме Дня славянской письменности и культуры. Спасибо. Татиана.

В числе официальных праздников, которые являются выходными днями, есть Рождество Христово и День народного единства. Последний введен по предложению нашей Церкви и других религиозных общин. Это сделано в память об освобождении Москвы от интервентов и о восстановлении единства народа, разделенного в Смутное время. Известно, что в память об этом событии мы отмечаем день Казанской иконы Божией Матери.

В отличие от праздников, которые являются выходными днями, существуют еще памятные даты. Среди них – День славянской письменности и культуры (память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия), День крещения Руси (память святого равноапостольного князя Владимира).

Так случилось, что человек стал самоубийцей, а это смертный грех. За него нельзя заказывать панихиды, молебны. Но есть какие-то молитвы, которыми можно молиться в домашних условиях? Благословите батюшка о молитве за самоубиенного р.Б. Иоанна.

Молитесь своими словами, молитесь о снисхождении милосердия Божия к душе этого близкого Вам человека.

Канонические же молитвы, в которых мы просим упокоить человека со святыми, не все в данном случае уместны. Помня об этом, Святейший Патриарх благословил разработать специальный чин молитвы о людях, совершивших самоубийство, сейчас такой чин разрабатывается. Возможно, в нем появятся молитвы, которые можно будет употреблять и в домашнем правиле.

Христос Воскрес!

Служу пономарем в церкви. Выпускаюсь из светского института. Подскажите, как приготовиться к монашеству:

— раздавать ли всю одежду?
— раздавать ли всё имущество?

С чем приходят миряне, хотящие стать монахами, в монастырь? С пустыми руками или же всё-таки есть перечень нужных для монашеской жизни вещей? В монастырях у братии нет своего имущества?

В разных монастырях есть разные правила. Поэтому советуйтесь с настоятелем монастыря, в который хотите поступить, и с Вашим духовником.

Отец Всеволод, как поступить?

Мой духовный отец симпатизирует католичеству, мне же такая позиция очень не по душе. Молюсь за него, как за духовника, но в духовные дети не просила принять. Непогрешимость папы, продажа индульгенций, конкиста, инквизиция, униатство, юридизм — все это не дает считать католиков братьями по вере, батюшка же настаивает на таком подходе. Как быть?

Юлия Ф.

Обычно священник становится чьим-то духовным отцом по просьбе этого человека. Практика, когда священник назначает себя духовником, представляется достаточно странной. Молиться о нем Вы, конечно, можете и должны, но я думаю, что о Ваших сомнениях стоит прямо сказать Вашему духовнику, чтобы у Вас не было обиды и между ним и Вами не было недоговоренностей.

Здравствуйте отец Всеволод, меня зовут Юлия. Мы с мужем собираемся крестить дочь, хотели сделать крестными мою сестру и его брата, но узнали, что они не могут быть крестными нашего ребенка, т.к. мы являемся крестными их детей, я — крестная сына моей сестры, муж — крестный сына его брата. Правда ли это или суеверие?

Вообще обычно не принято становиться крестными ближайших родственников. Всегда лучше, когда человек, не имеющий прямой родственной связи с вашей семьей, может наблюдать за христианским воспитанием детей и участвовать в нем, одновременно имея возможность смотреть на жизнь семьи со стороны.

Здравствуйте, о. Всеволод!

В феврале этого года в Шамбези состоялось заседание межправославной комиссии по подготовке Всеправославного Собора. После этого патриарх Константинопольский собрался созывать пентархов с целью выяснить, что делать с Русской и Румынской ПЦ, которые якобы срывают Всеправославный Собор. Позднее обвинения в срыве Собора повторил архиепископ Кипрский.

Что же именно сказали представители Русской и Румынской ПЦ, что греки так всполошились? Почему про это нигде ничего не написано, разве что вскользь в статьях о бессмысленности пентархии? Почему грекам так важен Всеправославный Собор? Действительно ли важно для РПЦ, чтобы он не состоялся, или греки все неправильно поняли?

Спасибо. Илья

Думаю, что вопрос нужно, прежде всего, адресовать к Отделу внешних церковных связей.

Кстати, многие разъяснения на эту тему давались. Пока не вполне ясно, что будет обсуждаться на встрече на Кипре пяти Предстоятелей Церквей. Я не уверен, что эту встречу нужно обязательно воспринимать как новый вариант пентархии. Впрочем, было сказано, что на этой встрече будут обсуждаться вопросы всеправославного значения.

Хочется надеяться, что впоследствии в ответственном обсуждении таких вопросов примут участие все Поместные Церкви, включая, конечно, Русскую и Румынскую – две самые крупные Церкви православного мира.

Добрый день, отец Всеволод. Хочу спросить у Вас совета. Я замужем, счастлива, у нас растет прекрасная дочь, мы очень все любим друг друга. Родители мужа не очень интересуются нашей жизнью, жизнью внучки, приезжают редко, но после их визитов у меня жуткое состояние — как будто разбередили во мне всё — причем я спокойна, но морально места не могу себе найти, ребенок тоже зевает и выглядит уставшим, хотя приезжают редко и ненадолго.

Скажите, пожалуйста, как быть? Как себя настраивать на их визиты, чтобы не обидеть, но и не растрачивать энергию? Как научиться любить того, кого не можешь любить?

Мы живем среди людей разных по возрасту, характеру, культуре, жизненным установкам. Иначе и быть не может. Значит, нужно аккуратно и уважительно выстраивать отношения с ними и, конечно, нужно молиться. Даже если окружающие нас люди делают что-то неправильно, исправить это обидой, внутренними мучениями, молчаливым конфликтом мы никогда не можем. Все это только отравляет нашу жизнь и омрачает душу.

Если же мы хотим, чтобы Господь исправил их, нас, наши отношения, Он обязательно поможет. Поэтому больше молитесь о родителях Вашего мужа, просите им мира, радости и всего нужного для спасения. Даст Бог, Господь Сам выстроит Ваши с ними отношения.

Уважаемый протоиерей Всеволод, каково Ваше личное восприятие Церкви, главою которой является Христос, а Она, в свою очередь, есть Его Тело?

а) Кто эти члены Тела (Церкви)?
б) Являются ли членами Церкви люди из других христианских конфессий?

И второй вопрос. Ваше мнение об экуменизме?

Мария.

Члены Церкви — это все крещенные православные христиане, не отпавшие от Церкви.

Относительно трактовок слова «экуменизм» было много споров. Я не считаю этот термин удачным. Он означает буквально «вселенскость», и это понятие можно трактовать как угодно.

То, что сегодня именуется экуменическим движением – это движение за установление добрых отношений между разными церквами, деноминациями и группами людей, которые именуют себя христианами. При этом целью движения обозначаются поиски единства. Но очевидно, что поиски единства зашли в тупик, а само движение, по крайней мере, в его сегодняшнем официальном виде, никак не предполагает искусственного объединения поверх вероучительных различий и вопреки им. То, что эти различия являются реальными, признается практически всеми ответственными участниками движения.

Так что нельзя ставить знак равенства между данным движением и попыткой немедленно начать церковное общение между людьми разных исповеданий, смешать их все в одну кучу или объявить их равно истинными. Этого нет. Если это будет, то наша Церковь с таким подходом никогда не согласится. Объединение всех людей, призывающих в молитве имя Христово, было бы, конечно, великим благом. Но, с точки зрения православного христианина, оно возможно только на основе истинной веры — веры апостольской Церкви, которую, как мы убеждены, хранит ныне Церковь Православная.

Христос Воскресе!

Доброго Вам здравия.

Насколько вообще уместно монаху жить и служить в миру? Ведь для монаха главное — молитва. А в миру столько соблазнов и искушений даже для простого прихожанина.

Целибата трудно назвать монахом. Вкушает мясо, может и выпить себе позволить, имеет своё имущество. Ведь это не монашество как таковое?

Протоиерей Всеволод Чаплин

По этому поводу идет и, я думаю, будет идти дискуссия. Изначально монашество предполагало жизнь в уединенных местах. Сегодня большинство монахов живет в монастырях.

Но, кстати, многие из них очень тесно соприкасаются с миром. Приходит множество паломников, приходят экскурсанты, часто бывает нужно соприкасаться со светскими людьми, от которых зависят практические нужды обителей.

Есть и такое явление как ученое монашество. Это монахи, которые трудились и трудятся в духовных школах, в разных церковных учреждениях. Таковые, кстати, были и в древние века — в Византии, в России, в других православных странах.

Поэтому монашество достаточно многолико. Но хочется надеяться, что при этой многоликости все иночествующие будут получать в Церкви помощь, необходимую для того, чтобы сохранить крепость духа.

Определенное, хотя и небольшое количество священнослужителей, не являющихся монахами, но давших обет безбрачия, — это тоже часть современной церковной жизни. Иногда понимаешь – сложно иметь семью, когда нужно иметь свободу сказать «да» самым смелым начинаниям и «нет» — любым сильным мира сего, как бы они ни угрожали и чего бы ни обещали. В этом случае семья вся должна быть готова к мученичеству, к изгнанию, к тому, чтобы все бросить и пойти странствовать. У целибатных священников обычно есть какое-то имущество, так же, как и у женатых. Впрочем, имущество и семейного, и несемейного священника должно быть умеренным. Для Церкви, для церковной общины и для священника, как ее главы, приличествует определенный уровень помещений и вещей, в том числе имеющих представительский характер. А вот своего должно быть по минимуму. У меня своего почти ничего нет, и я этому очень рад.

Здравствуйте! Скажите, может ли православный заниматься ушу без вреда для души? Оно полезно для тела, но неразрывно связано с буддизмом, а служить двум хозяевам не хочется. Нашла очень мало информации по этому вопросу, вся не в пользу этих занятий. Помогите разобраться! Спасибо!

Ирина.

Я не большой специалист в ушу. Сейчас есть немало споров относительно допустимости некоторых спортивных и оздоровительных практик, которые являются телесно-душевными. Если через эти практики навязывается философия, несовместимая с Православием, а тем более обращение к неким потусторонним силам, от этой практики лучше воздержаться.

Мы, наверное, в тысячный раз обращаемся к священнослужителям: объясните Вы нам, что же все-таки происходит в Свято-Боголюбском женском монастыре? Произошла декоративная смена руководства, а по сути монахини, проживающие в монастыре, игнорируют новую настоятельницу. Благословляются у старой и у отправленного на покой отца Петра. Бразды власти полностью в руках отца Петра. Для кого была сделана эта рокировка, и как все это понимать? На примере нашей семьи могу утверждать, что наша дочь Алевтина (о которой нам уже 2,5 года рассказывают какие-то непонятные прихожане и снимают кино про нее) полностью игнорирует все распоряжения епархии и Патриархии и дожидается конца света, о котором постоянно говорит отец Петр (Кучер) в каких-то частных скитах.

Как Вы думаете, стоит нам ждать варианта пензенских закопанцев в виде духовных чад отца Петра (Кучера), не согласных с официальной линией епархий, Патриархии? Страшно подумать, что наша дочь способна на подобные сектантские крайности под влиянием крайне радикального учения о. Петра и его последователей.

Теленкова.

Если Ваша дочь живет в монастыре, то и она и Вы можете посоветоваться о происходящем с канонической настоятельницей монастыря. Не случайно она туда поставлена, и значит, она имеет полномочия решать все вопросы, которые вызывают недоумения.

Благословите, уважаемый батюшка!

Я часто бываю в одном храме, в котором находятся чудотворная икона Божией Матери и мощи особо почитаемого мною святого. Храм очень благодатный и никогда не закрывался. Только одна беда — сменился настоятель, и вот уже год как требы в этом храме выросли непомерно. Водосвятный молебен с чтением акафиста стоит 150 рублей, простой молебен – 50 рублей. Тогда как в окрестных селах максимальная цена 20-25 р. Зато батюшка ездит на иномарке. Мы жаловались и благочинному, и Владыке нашему писали (на прием к нему простым людям попасть практически невозможно, наверное, к Президенту проще).

Но эта «обдираловка» продолжается. Даже туалета нормального нет, люди в кусты ходят. Во время исповеди за 5 часов настоятель исповедует 5 человек. За 2 года он ничего не создал, зато многих людей отвратил от храма своим поведением. Куда уходят наши деньги? На бензин и ремонт его машины? Обидно и стыдно, что в таком месте служит такой священник! Куда нам еще пожаловаться: Патриарху или, может быть, сразу в Гаагу?

Я думаю, что, прежде всего, Вам нужно прямо обсудить эти недоумения и с настоятелем, и с другими членами приходской общины. Ведь Сам Господь Иисус Христос учит нас в Евангелии сначала выяснять трудные вопросы с самим человеком наедине, потом при двух или трех свидетелях, а потом говорить Церкви.

Сейчас все больше получает распространение практика, когда пожертвования за требы не формализуются. Брать фиксированные пожертвования за таинства вообще не благословлено. Я не знаю, где находится Ваш храм — если далеко от Москвы, то 150 рублей, может быть, и многовато, а если в Москве или рядом, то, для москвича это совсем небольшие деньги. За них можно пять раз проехать на автобусе или купить несколько газет. Современный человек гораздо больше тратит на ненужные вещи. Меня удивляют, в частности, родители, которые боятся пожертвовать лишние 100 рублей на крещение, но при этом тратят тысячи рублей на игрушки.

Для каждого прихода должно быть правило – если человек беден, то не стоит брать с него денег или принять минимальную сумму, а иногда и дать что-то.

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным:

Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают

Церковь к мирской власти не рвется

 Человеку сегодня нет смысла притворяться верующим

 Мне приходилось уходить с ток-шоу

Протоиерей Всеволод Чаплин: От термина «интеллигенция» надо отказаться

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.