Протоиерей Всеволод Чаплин: Отменять телевидение поздно
Протоиерей Всеволод Чаплин продолжает отвечать на вопросы читателей Правмира, заданные в ходе онлайн-интервью.
Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают»
Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Церковь к мирской власти не рвется»
Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: Мне приходилось уходить с ток-шоу
Протоиерей Всеволод Чаплин: От термина «интеллигенция» надо отказаться
Я страдаю страстью блуда, женат, но блудить не прекращаю. Последний раз меня отстранили от причастия на 3 года. Продержался полгода и опять… Я перестал ходить в храм и исповедоваться. Стыдно, это да, но я знаю, что это повторится. Я говорил своему духовнику, что воздержание от причастия не идет мне на пользу, что я как в тюрьме жду, когда закончится срок, что бы опять по-новой. Я стал осуждать священнослужителей, видя их пороки. Мне очень тяжело. Я ветеран афганской войны, и мне все время кажется, что я свой долг отдал и можно погулять. А в душе мрак, я скажу честно, я и храм ходил так, для галочки. Сейчас пока основательно не разберусь в себе, где я больше нужен, в храм не пойду. Простите, если мой вопрос не нравится, можете не отвечать. Я одно хочу понять, я покаялся, мне отпустили мой грех, и накладывают епитимью. Я говорю, что без причастия я не смогу и лучше не буду. Причастие — это единственное, за что я держался, и если я падал, то я вставал только из-за этого, а не из-за епитимьи. Ну, вот я и дошел, что из храма ушел.
Простите.
К сожалению, таких людей, как Вы, немало. Между прочим, именно подобные жизненные ситуации часто порождают неприятие Церкви и иррациональную критику в ее адрес, которая звучит вне зависимости от того, что Церковь делает. Вот не нравится она, и все.
Но Вы можете себе помочь, и Бог Вам может помочь. Для этого нужно покаяние, а настоящее покаяние – это всегда решимость больше не совершать тот грех, который Вы совершали. Часто у человека нет сил противостоять тому или иному греху. Собственно, у человека вообще нет достаточных сил для того, чтобы полностью победить грех. Но у Бога такие силы есть. Обязательно просите Его о помощи. Если Вы действительно хотите с этим грехом справиться и верите в Божию помощь, Господь обязательно поможет, тем или иным способом: изменив обстоятельства, изменив Ваше физическое состояние, усилив разум и волю. Иногда мы сами не знаем, как Господь может помочь.
Отец Всеволод, я недавно узнал, что четвертый том дела Патриарха Тихона до сих пор засекречен (см. М. Вострышев «Патриарх Тихон» серия ЖЗЛ). Это правда? Если — да, то что можно сделать для того, чтобы у историков был доступ к этим сведениям? Писать письма в администрацию Президента?
С уважением, Олег Черных.
Увы, не будучи историком, я просто ничего по этому поводу не знаю. Предлагаю обратиться к историкам Русской Церкви XX века. Они, по крайней мере, знают больше, чем я. Если будет повод для обращения в органы власти, я сделаю все, чтобы такое обращение было, и было результативным.
Христос Воскрес!
Отец Всеволод, скажите, пожалуйста, так уж вредно для христианина употребление продуктов, на упаковке которых стоит знак кошерности? Например, у нас на приходе запрещают есть продукцию фирмы «Рошен». Это не антиреклама, а действительно волнующий меня вопрос! Якобы, это каким-то образом связано с идоложертвенными продуктами.
Куда прикажете девать кондитерские изделия указанной фирмы, если их подарили незнающие люди: выбрасывать, сжигать? Понимаю, что, конечно, это не догматический вопрос и, возможно, он покажется кому-то смешным. Или данная проблема «гроша ломанного не стоит» и её можно отнести в известный «список» вроде: нельзя передавать свечу через левое плечо, боязнь новых паспортов и ИНН?
С уважением, Елена.
Господь обещал апостолам: «Если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16, 18). Да, над настоящим кошерным продуктом произносится иудейская молитва. Но если человек произносит над таким продуктом, как и положено, православную молитву, ему не нужно ничего бояться.
Уважаемый о. Всеволод.
Подскажите, пожалуйста, как нужно поступать, с христианской точки зрения, когда находишь что-либо, например, деньги — 100, 500, 1000 рублей?
Вижу три пути решения:
1) Не твоё — не бери. А если кто-то нехороший найдет и пустит на нехорошее дело, а я мог бы в храм пожертвовать?..
2) Можно взять и пожертвовать куда-либо — на храм, нищему и т.д. Но если вернется хозяин денег, то уже их не найдет. С другой стороны, вероятность, что они дождутся хозяина, минимальная. Но с другой стороны за тобой может идти человек, для которого «предназначена» эта потеря, и по воли Божьей именно ему должна достаться эта сумма.
3) Взять себе, тем более, что мне как раз «не хватает на лекарство бабушке» или «вчера сотрудник ДПС забрал последние деньги, а зарплата не скоро» или «иду в храм, а на свечки/записки не хватает, т.к. кошелек забыл дома» и т.д. В общем, тут много можно чего придумать и как бы тут с пути спасения не свернуть.
Какой же путь стоит выбирать, чтобы не оступиться?
P.S. Вопрос с нахождением пачки денег не ставлю, т.к. одно дело подстава рукотворная и совсем другое — реальная ситуация, когда кто-то потерял деньги…
Большое спасиБо! Бог в помощь!
Сергей, «Сретение».
Прежде всего ,нужно постараться найти хозяина денег или бесхозного имущества. Возможно, стоит подождать некоторое время, пока хозяин найдется. Если его точно нет, если Вы убедились, что никто не ищет эти деньги или это имущество, можно использовать их — в первую очередь на благое дело, а уж потом, если останется, на себя.
Здравствуйте!
Почему причащение происходит по воскресеньям? Ведь Тайная Вечеря была в пятницу?
Мы вспоминаем Тайную Вечерю каждый день, когда совершается Божественная литургия. Так, во многих московских храмах она совершается ежедневно. А значит, ежедневно можно и причаститься, а не только по воскресеньям.
Христос Воскресе!
Моя родная сестра, 55 лет, работает в доме для престарелых санитаркой. Она взяла себе в дом мужчину после двух инсультов. Дома муж — инвалид по зрению, сын после армии. Случилась беда — мужа тоже парализовало. Теперь за стеной два лежачих инвалида. Просил сестру сходить к священнику исповедоваться, но пока безрезультатно. Мне всех жаль, но не покидает чувство тревоги, что сестра неправильно поступила. Извините за беспокойство. Храни Вас Господь!
Если Ваша сестра совершила действительно благородный поступок, это не останется у Бога не только без награды, но и без помощи. Но за ситуацией в такой семье должны присматривать родственники. Может быть, нужна помощь, может быть, надо просто поговорить лишней раз и с сестрой, и с болящими. И попросить лишний раз священника прийти или пригласить сестру в храм — вовсе не повредит.
Отец Всеволод, скажите, пожалуйста, как относится РПЦ к НЛО? На Ваш взгляд, возможно ли существование на других планетах вот таких же, как мы, людей? Недавно рассматривала фотоснимок Галактики. Наша солнечная система в галактическом масштабе — ничто. Неужели наша Земля, которая меньше, чем зернышко в огромнейшем пространстве, одна может носить людей? Ответ, пожалуйста, обоснуйте.
Культура НЛО-сенсаций, на мой взгляд, слишком сильно закручена вокруг денег и жажды дешевой славы, чтобы я лично мог этой культуре верить. Существуют ли иные материальные миры, я не знаю. Знаю лишь то, что существует мир духовный, не пересекающийся с осязаемой нами материей. Кстати, современная наука, изучающая так называемую антиматерию, из которой, как утверждают некоторые ученые, мир состоит на 90%, лишь подтверждает убежденность верующих людей в том, что мы видим, осязаем и понимаем вовсе не все, что окружает нас.
Наша планета имеет совершенно уникальные характеристики. Сдвинь ее орбиту на несколько сотен тысяч километров, что по космическим масштабам мизер, и жизнь сразу прекратится. Пока астрономы не нашли планету с такими же характеристиками, поэтому сложно говорить о том, чего никто не обнаружил. Если обнаружат, вот тогда и поговорим.
Почему мы поклоняемся святым, ведь сказано: не сотвори себе кумира? Да, они ходатаи перед Богом, но Господь многомилостив и слышит нас, больше наших сил никогда не даст. Зачем же молиться святым, лучше помолиться Богу? Он не обидится на нас за все это?
Спаси Господь!
Молитва Господу Иисусу должна быть основной для всякого христианина. Мы должны ориентировать нашу молитвенную практику на Божественную литургию, на утренние и вечерние молитвы, на молитвы, готовящие человека к причастию. Совершая их, мы сразу увидим, что молитва Господу во всех этих чинопоследованиях занимает гораздо большее место, чем молитва святым.
Такова и должна быть молитва истинного христианина. Впрочем, мы прекрасно знаем, что святые, которые имели опыт земной жизни, с особой любовью относятся к тем, кто аналогичный опыт пережил. Находясь у Божия престола, они имеют особую силу молитвы о нас. Отвергать это предстательство, горделиво говорить, что, кроме Бога, мне никто не нужен, было бы, на мой взгляд, опрометчиво.
Читала Ваше выступление на митинге против гомосексуализма и глобализации. Готова подписаться под каждым Вашим словом. Спаси Господи за то, что говорите на эти темы открыто. Однако не могла не отметить, что стилистика Вашего выступления достаточно сильно перекликается со стилистикой выступлений представителей прокремлевских политических и общественных организаций. Не могли бы Вы этот очевидный момент каким-то образом прокомментировать? Сделано это невольно или намеренно? О чем это может свидетельствовать?
Именно в такой стилистике в определенных обстоятельствах должны говорить священники. Посмотрите «Слово Огласительное на святую Пасху» святого Иоанна Златоуста. Стилистика очень похожая. А вот псевдоцерковная елейная манера, которая похожа на рассказывание сказок — это манера ложная, от которой нужно отказываться. Она вызывает сегодня справедливое неприятие большого количества людей.
Добрый день!
Следует ли наносить на памятник изображение (портрет) покойного? 12 лет назад, после похорон второй своей половины, читал литературу об обустройстве могил христиан. Там было написано, что изображения покойного на памятниках недопустимы. Более того, большинство религий, да и язычники — тоже противники изображений. Сейчас стал вопрос о замене памятника, и я с дочкой воюем с роднёй, которая требует портрета!
Владимир.
Можно наносить, можно не наносить, большого греха ни в том, ни в другом нет. Впрочем, в христианской традиции, в частности, в монашеской, люди из скромности часто завещали ставить на своей могиле только простой крест с лаконичной надписью. Такое проявление смирения похвально, но принуждать людей к этому не стоит, тем более, что часто родственники хотели бы видеть изображение усопшего на его надгробии.
Благословите, о. Всеволод.
Как Вы относитесь к книге о. Александра Шмемана «Евхаристия»?
С уважением, Евгений.
Читал ее давно на английском языке и помню плохо. Тем не менее мне думается, что многим людям, в том числе живущим на Западе, она помогла, может быть, впервые в жизни обратить внимание на это Таинство и хотя бы отчасти понять его.
Доброго времени суток, о. Всеволод.
Меня интересует такой «тройной» вопрос, хотя, может быть, он и не из Вашей юрисдикции: как изменилась ситуация и изменилась ли она вообще с раскольниками (УПЦ «Киевского патриархата» и УАПЦ) и грекокатоликами (УГКЦ) на Украине после прихода к власти Януковича и его команды? Как Вы можете прокомментировать недавний разгром палаточного православного храма у стен Верховной Рады Украины? Возможно ли в будущем признание за УПЦ МП автокефалии со стороны РПЦ?
Заранее спасибо. С уважением, Сергей.
И с греко-католиками, и с отделившимися от Православной Церкви сообществами на Украине ведется определенный диалог. Будем надеяться, что в первом случае он приведет к полному исключению гонений на каноническую Православную Церковь на Западе Украины, а во втором случае — к воссоединению отделившихся с Православной Церковью.
Говоря о возможной автокефалии Украинской Православной Церкви, надо, прежде всего, обратить внимание на волю ее епископата, духовенства, иночества и мирян. Эта воля должна в данном вопросе быть главной. Эту волю, бесспорно, примет Мать-Церковь, т.е. Церковь Русская.
Сегодня очевидно, что единой воли нет. Я на днях общался с отцом Олегом Сирко, который поставил палаточный храм около Верховной Рады. Знаю, что в этом храме служили Блаженнейший митрополит Владимир, другие архиереи Украинской Церкви. 7 июня он был снят по требованию местных властей, которые были озабочены состоянием площади. Я думаю, что лучшим разрешением ситуации стало бы возвращение храма в селе Рохманив Тернопольской области православной общине, которая законно владеет им, что подтверждено решением суда. Если уж это невозможно из-за позиции областных властей, которые даже Почаевскую Лавру пытались у Церкви отнять, то надо построить в этом селе новый храм. Причем, наверное, те, кто захватил уже имеющееся храмовое здание, могли бы строительству помочь.
Уважаемый о. Всеволод, задам еще один вопрос, возникший по следам только что произошедшего. Вы вдохновенно выступили на митинге против пропаганды гомосексуализма, произнесли много правильных слов («Мы за Россию без педофилии», «мы за Россию без торговли алкоголем по ночам и в ларьках», «мы за Россию без наркобизнеса» и т.д.). При этом, о текущей власти, которая, судя по глубине распространения этой заразы, по меньшей мере, не борется с данными проявлениями человеческой низости, Вы, в общем-то, не сказали. Каким Вы видите реальный механизм осуществления этих пожеланий? Если власть (она у нас одна и неизменная?) не особенно слушает волю народа сейчас — что заставит ее делать это в дальнейшем?
Виктор Судариков.
Руководство государства и его столицы прислушалось к воле народа, и за это можно только поблагодарить. Власти не позволили произойти акции пропаганды гомосексуализма, и это правильно, потому что подавляющее большинство нашего народа не приемлет подобные мероприятия. Но для того, чтобы власть всегда помнила о голосе народа, нужно более активно выражать свою гражданскую позицию, в том числе через уличные акции, звонки в СМИ, письма в органы власти и все иные способы мирной общественной активности.
О. Всеволод, существует ли в практике Православной Церкви понятие мужской ритуальной нечистоты? Имею в виду не соблюдение поста перед причащением, а такое физиологическое состояние, когда мужчина не допускается до Причастия, а священник — до служения Божественной Литургии?
Священнослужители читают особые молитвы в случае непроизвольного истечения семени. Священные предметы освящаются, если на них пролилась кровь – например, если священник порезался копием.
Добрый день, отец Всеволод.
Прочел в СМИ, что Вы на слушаниях Общественной палаты РФ вступились за спасение от коммерческой застройки охранной зоны древнего города Радонеж. Какая ситуация сегодня, отменила ли администрация Сергиево-Посадского района незаконные решения о выделении участков под застройку в федеральной охранной зоне? Будут ли последствия как с попыткой застройки Бородино?
Почему в Московской области имеет место такое коммерческое разорение охранных зон в нарушение законов федеральных и нравственных? Общались ли вы по этому вопросу с губернатором Громовым и его министерством культуры, начнут ли они выполнять свои обязательства по охране наследия или подадут в отставку в связи с нарушениями закона в их ведомстве? Нет ли здесь коррупционной составляющей или это просто коммерчески-безнравственное отношение к историко-культурному наследию народа?
Земля под Москвой становится все более дорогой, поэтому неудивительно, что возникает большое количество проектов застройки, которые несовместимы с историческим обликом Радонежа. Возможно, здесь есть и коррупционная составляющая, но уж экономический интерес налицо. Защитники Радонежа ведут переговоры с районными властями. Надеюсь, что они увенчаются успехом. Если этого не случится, будем думать, что делать дальше. Вполне возможна апелляция и к областным, и к федеральным властям. Благодарю жителей Радонежа, музейщиков, историков, Бориса Якеменко и других членов Общественной палаты, которые привлекают внимание к этой проблеме.
Здравствуйте. Хотелось бы узнать, каким образом относиться к батюшкам-предпринимателям?
Роман Вепрев.
Я, откровенно говоря, таких не знаю. Для священника основное служение – это всегда служение пастыря, даже если оно соединено с административной деятельностью в приходе, то есть с руководством общины во всех аспектах ее жизни, в том числе в аспекте финансово-хозяйственном. Приход или монастырь, конечно, должны себя обеспечивать, и для этого они иногда разворачивают экономически эффективные проекты. Впрочем, очевидно, что такие проекты не должны становиться основной заботой пастыря. Как правило, так и не происходит, слава Богу.
Для преодоления бедности значительной категории священников есть предложение установить им пусть не высокую, но фиксированную зарплату, вне зависимости от места их служения — путем перераспределения доходов епархии. Скажите, такое когда-нибудь произойдет?
Людмила С.
Фиксированная зарплата в западных христианских общинах, в том числе православных, фактически привела к обнищанию духовенства. Когда такую зарплату платят, многие прихожане считают себя как бы свободными от поддержки священника. А государство, которое такую зарплату обычно назначает и контролирует, платит духовенству по минимуму, понимая, что священники не выйдут ни на забастовку, ни на митинг.
Так что мне видится правильной ситуация, когда, несмотря на имеющуюся у каждого священника зарплату, люди все-таки чувствуют свой долг его материально поддержать. Кстати, зарплата в бедных и богатых приходах отличается гораздо меньше, чем зарплата в Москве и, положим, в Вологде в том или ином секторе экономики.
Доброго дня о. Всеволод! У меня вопрос к Вам относительно моих отношений с мужем. Лет восемнадцать назад мы с ним крестили мальчика, он себя крестным не считает. Крестили — потому, что моя подруга попросила. Двенадцать лет назад мы обвенчались, когда я была беременна первым ребенком. Года три назад я узнала, что это делать было нельзя. Как нам с ним быть? Посоветуйте, пожалуйста.
Ирина И.
То, что произошло, уже произошло. Нужно сказать на исповеди о Ваших муках совести. По поводу первого случая напомню, что неслучайно Святейший Патриарх сейчас настаивает на необходимости катехизации восприемников, то есть крестных родителей. Весь смысл этой традиции — в том, чтобы крестные дали христианское воспитание новокрещенному и несли за него ответственность перед Богом и людьми. Вот почему их нужно спрашивать об их вере, о понимании традиции восприемничества. И, если вера неглубока, необходима катехизация.
Отец Всеволод, здравствуйте! У нас в семье случилось большое горе — разбился на машине 14.05.11 мой единственный племянник — единственный сын сестры и единственный внук моей мамы. Ему было 20лет. Мальчик был не просто хорошим человеком, он был добрым, честным, отзывчивым. Мы не знаем, как нам жить дальше? Мы молимся за него. Но я бы хотела знать, как мы можем ещё ему помочь? Он погиб без покаяния, он же не думал о смерти. У него столько идей было и целей, которые он так и не реализовал. Попадёт ли он в Царствие Небесное? И как я лично могу ему помочь? За наши грехи он там тоже отвечает? Подскажите мне молитвы сильные. Заранее благодарна.
Елена Митюхина.
Помочь можно молитвой, молитвой и еще раз молитвой. Приходите в храм на панихиду, подавайте записки о его упокоении за Божественной литургией, молитесь дома, молитесь на кладбище. Все остальное — и скорбь, и терзания, и уныние — ничем ему не помогут. Судьбу же его в вечности знает Сам Господь. И чтобы приклонить к усопшему Его милость, опять же молитесь о душе Вашего родственника как можно больше.
Согласны ли Вы с тем утверждением, что в данное время происходит планомерное и целенаправленное уничтожение державообразующего русского народа? Если да, то ответьте, что делает РПЦ для предотвращения сего?
Не думаю, что кто-то наш народ планомерно и целенаправленно уничтожает. Хотя в некоторых частях света среди элитных кругов есть люди, которые хотели бы, чтобы нашего народа не было. Может быть, есть такие и среди российской «элиты».
Но для нас главное не искать виноватых, а рожать детей, помогать молодым семьям, пробивать для наших соотечественников и единоверцев максимум возможностей в экономике, политике, управлении, культуре, СМИ.
Если будет достаточно воли, если будет достаточно светлой надежды на успех этих усилий, если будет твердое упование на Бога – все получится.
Здравствуйте, отец Всеволод! Подскажите, пожалуйста, как помочь моему брату. Он не хочет ходить в Церковь, стесняется. Слушает современную музыку, смотрит фильмы, которые оставляют желать лучшего (проскакивает мат, уж о смысле молчу). Пробовала объяснить, что всё это не богоугодно, так как душа человека меняется в результате таких увлечений. А он говорит, что и музыка хорошая, и фильм нормальный, «не преувеличивай!» Вот так. Существование Бога он не отрицает, но к Нему не сильно тянется. Молитву на ночь читает.
Огромное Спаси Господи!
Попробуйте познакомить его с молодыми христианами, которые также слушают современную музыку, интересуются новыми явлениями культуры, ведут активный образ жизни. Такие есть, и их немало в православных молодежных организациях, вокруг того же отца Сергия (Рыбко), в некоторых других общинах. Может быть, это позволит юному человеку увидеть, что Церковь вовсе не скучна, тем более, что это так и есть.
Уважаемый отец Всеволод, я выпускник 11 класса школы, гражданин России, живу в Беларуси, не беру паспорт с ИНН, имею проблемы с участием во вступительных испытаниях в ВУЗы. Каким образом, не имея паспорта с ИНН, можно реализовать своё право — участие в получении высшего или среднего специального образования? А также посоветуйте, пожалуйста, каким образом можно было бы трудоустроиться? Есть ли выход? Надеюсь на Вашу помощь.
Я лично не вижу ничего дурного в том, чтобы иметь паспорт, в котором, кстати, нет никакого ИНН. Если в новом паспорте и появится машиносчитываемая запись, то, как нас уверяют в компетентных органах власти, в ней будет содержаться только та информация, которая размещена видимым образом на страницах паспорта, и это можно будет проверить.
Отсутствие у человека ИНН, как нас много раз заверяли налоговые органы, не должно быть препятствием для его нормальной жизни в государстве, в том числе для получения образования и социальной помощи, совершения покупок, устройства на работу и т.д. У меня самого нет ИНН, и после соответствующих разъяснений социальные органы и иные государственные учреждения перестают его требовать при оформлении трудовых договоров и иных подобного рода документов.
Если будут возникать сложности, обращайтесь в Правозащитный центр Всемирного Русского Народного Собора, постараемся помочь.
Здравствуйте отец Всеволод.
Есть ли ответ Русской Православной Церкви на обвинения Германа Стерлигова в ереси с 1597 года, неправильном переводе Библии, и если есть, то где их можно прочитать?
Подробностей этой проблемы не знаю. Господин Стерлигов говорит много разного, не всегда его высказывания легко понять. Всегда будут споры вокруг отдельных элементов любого библейского перевода и любого текста-источника, которые, как известно, не всегда совпадают друг с другом. Но споры об отдельных словах и выражениях никогда не мешали Церкви толковать Священное Писание и сохранять единство. Надеюсь, что так будет и впредь, несмотря на то, что дискуссии об оттенках смысла тех или иных фрагментов переводов всегда были и наверняка продолжатся.
Здравствуйте!
Как Церковь относится к телевидению, видео, анимации?
Ведь телевизоры, мониторы, экраны, дисплеи — это идолы. Они — дело рук человеческих. Они бездушны, бездуховны, мертвы. Они — истуканы. У них нет совести, опыта, разума. Они не могут дать добрый совет. Они вообще не говорят. Они не слышат, не видят, не кушают, не любят. Какая от них польза?
Телевизоры, мониторы, экраны, дисплеи — это зомбоящики. Они зомбируют людей. И это не зависит от частоты кадров. С людьми невозможно общаться. Они говорят зазубренные фразы, услышанные из зомбоящика. Сами не понимают, что говорят. Люди превращаются в зомби. Кумиром может быть и обычная фотография или плакат.
Что они развивают? Похоть очей, похоть плоти и гордость житейскую.
«Хлеба и зрелищ» — признак разврата. Для кого-то эти зомбоящики — кумиры, а для кого-то — боги. Это явное нарушение 1 и 2 заповедей Закона Божьего.
Другое дело — изучать по монитору электронные книги, посмотреть карту, схему, найти контактные данные и т.п. Да и то, с осторожностью, с перерывами.
Проводит ли Церковь какие-то мероприятия по этому поводу, разъясняется ли об этом в проповедях? Не подумывает ли Церковь призвать людей наложить запрет на эти зомбоящики? Т.е. закрыть телевидение вообще. Для важных новостей города, области, страны, мира есть радио, есть радиоточки. Портреты официальных лиц можно разместить на стене администрации населенного пункта.
Боюсь, что телевидение в его нынешнем виде отменять уже поздно. Оно скоро само отомрет. Когда телесигнал будет распространяться через мобильные устройства, подключенные к информационным сетям, как открытым, так и закрытым, у человека будет огромный выбор из тысяч каналов. И влиять на этот выбор сможет только качество каналов. Вот почему православные каналы нужно развивать, одновременно стараясь присутствовать и в больших общенациональных и мировых СМИ.
Телевидение, видео, интернет, анимация – все это технические средства, которые можно использовать и во благо, и во зло человеку. Запретить их не получится. Значит, нужно максимально их осваивать и делать все, чтобы этими средствами распространялась церковная проповедь. Дело это, между прочим, ресурсоемкое. Вот почему очень важно, чтобы православные христиане, обладающие средствами, сегодня максимально вкладывались в православный интернет, в православное телевидение, и в целом в православную информационную работу.
Читайте также:
Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают»
Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Церковь к мирской власти не рвется»
Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: Мне приходилось уходить с ток-шоу
Протоиерей Всеволод Чаплин: От термина «интеллигенция» надо отказаться