Протоиерей Всеволод Чаплин – о митингах, выборах, о том, надо ли молиться перед заполнением бюллетеня и спрашивать соседа, за кого он проголосовал.
— Вы пойдёте на выборы?
— Да.
— Почему на митинги, разрешенные гражданские акции православным ходить не рекомендуется, в отличие от походов на выборы?
— Впервые слышу, что православным не рекомендуется ходить на митинги.
— Высказывания Святейшего Патриарха, что место православного – в храме…
— Святейший никогда не запрещал и не отговаривал людей ходить на митинги. По его словам, большинство православных не умеют ходить на митинги, «не выходят на демонстрации, их голосов не слышно, они молятся в тиши монастырей, в келлиях, в домах, но они переживают всем сердцем то, что происходит сегодня с народом нашим, проводя в своем сознании ясные исторические параллели с беспутством и беспамятством предреволюционных лет, с разбродом, шатанием, разрушением страны в 90-х годах».
То есть Святейший имел в виду то, что есть значительное количество православных людей, которые не умеют ходить на митинги и не ходят на них. Но это не значит, что у них нет своей гражданской позиции, нет своего видения будущего страны. И это видение включает в себя неприятие тех революционных событий, которые уже пагубно отразились на жизни страны.
Многие православные люди ходили на разные митинги, в том числе целые православные организации участвовали и в митинге на Поклонной горе, и в митинге 23 февраля в Лужниках.
Некоторая часть православных христиан, сейчас всё больше возрастающая – это люди граждански активные, что, на мой взгляд, неплохо. И в будущем такая активность будет только нарастать.
Касается это и в участии в голосовании. Даже в советское время голосовали наши иерархи, монахи, монахини. Тем более сейчас православные люди, насколько я знаю, голосуют ничуть не менее активно, чем инаковерующие или неверующие.
— Если человек не уверен, что при голосовании сделал правильный выбор или, проголосовав за того или иного кандидата, позднее осознает, что совершил ошибку, что этот человек вредит Церкви или поступает бесчестно, нужно ли каяться на исповеди в том, что оказал поддержку недостойному кандидату?
— Человек, конечно, может сделать неверный выбор. Но он должен думать и молиться о том, чтобы избрать достойнейшего. Если потом увидит, что совершил ошибку, ну что ж. Я бы не назвал это грехом. Но это, по крайней мере, причина для того, чтобы задуматься в следующий раз о более ответственном подходе к своей гражданской позиции.
— Наверное, православному естественно молиться перед тем, как идти на выборы, как заполнить бюллетень?
— Хорошо было бы попросить Господа указать, как поступить. Впрочем, такая молитва не имеет ничего общего с гаданиями, с упованием на случайные события и совпадения. Человек должен составить собственное представление о кандидатах и внутренне выносить свой выбор. Господь ведь не лишает нас свободы, волеизъявления. Он не заманивает нас чудесами и сверхъестественными указаниями. Он желает, чтобы мы воспитались в духе Его учения, и не водит нас за руку, не формирует нас помимо нашего разума, нашей воли.
— Тайное голосование, на ваш взгляд, это правильно?
— Конечно, в раннехристианской жизни всё делалось открыто. И достигалось единомыслие. Но мы знаем, что в современном мире многие структуры и сообщества поражены грехом. Открытое голосование оставляет огромную возможность для грубого давления, для мести, для запугивания, для нелегитимных форм контроля. Чтобы этого избежать, общество выбирает между большим злом и меньшим, и выбирает, на мой взгляд, вполне разумно.
— Не стоит спрашивать человека, за кого он проголосовал?
— Некоторые люди говорят про себя сами, но выпытывать я бы поостерёгся. Лично мне спросить человека, за кого он отдал свой голос на выборах, и в голову никогда не приходило. Даже по отношению к родным и друзьям.
— Сегодня можно наблюдать две крайности. С одной стороны – чрезмерная политическая активность, часто даже агрессивная. С другой – звучат предложения игнорировать весь политический процесс, что без нас всё решат, наше дело – молиться, а политика – дело грязное. Как быть сознательному православному гражданину своей страны?
— Я вырос как верующий человек в советское время. Мы, молодые христиане, старались тогда как можно дальше быть от политики, которая при советской власти была насквозь лживой, лицемерной и эгоистичной. Но мы мечтали о времени, когда христиане смогут проявлять себя как активные граждане. Сейчас это время настало. Да, кому-то и сейчас ближе окажется уединение. Но большинство членов Церкви – архиереи, приходское духовенство, а уж тем более миряне — вовлечены в огромный круг общения. И их не может не волновать то, что происходит с людьми и народом. И, на мой взгляд, устраняться от жизни общества было бы неправильно.
Да, политика подчас грязное дело. Но это происходит именно потому, что её, особенно в 90-е годы, отдали людям с грязной душой. Если в политику придут люди более чистые, она сама станет чище.
И православные миряне здесь наверняка сыграют свою роль.
Читайте также:
Вопросы о вере кандидату в Президенты России: МИХАИЛ ПРОХОРОВ
Вопросы о вере кандидату в Президенты России: СЕРГЕЙ МИРОНОВ
- О президентских лозунгах и клавишах души — анализ предвыборных программ
- Молебен о власти
- Богатые тоже… люди
- К вопросу о христианской партии
- Христианин в политике обречен на бездомность? (ВИДЕО, ФОТО)