Протоиерей Всеволод Чаплин пришел в молодежный клуб «Донской», существующий при Донском монастыре, Московском финансово-юридическом университете (МФЮА) и клубе «Живой уголок» уже полтора года, не впервые. На этот раз даже особой темы встречи заявлено не было — просто ответы на вопросы.
Переломное время тоталерантности
Чтобы задать тон встрече, отец Всеволод начал говорить о положении верующих в сегодняшнем обществе.
-Многие говорят, что нас стало слишком много и мы стали слишком активными. На самом деле, мне кажется, что время, в котором мы живем, — переломное для России и для мирового христианства, потому что слишком многие христиане в мире изменили себе. И может быть, от нас сегодняшних, христиан православной цивилизации, зависит, смогут ли христиане в мире не пойти по тому пути приспособленчества, по которому пошли христиане на Западе.
Впрочем, на критике западного христианства отец Всеволод не стал останавливаться, перейдя к обсуждению проблемы «тоталерантности», столь типичной уже для западного христианского в своей основе мира и становящейся все более актуальной и в России.
-Толерантность и политкорректность становятся тоталитарными, — признал отец Всеволод. — В некоторых странах и даже христианских общинах бывает сложно публично сказать, что ты, например, против того или иного сексуального извращения и ты готов процитировать Библию так, как она о нем говорит. Это означает вычеркивание тебя из жизни — общественной или даже жизни христианской общины.
Отец Всеволод процитировал своего постоянного собеседника-оппонента, германского профессора Бертца, исследователя в области социальной доктрины Католической и Православной церквей: «Вам раньше было просто — вас просто мучили и убивали. Это можно было пережить. Но когда ваш враг влезет к вам в подкорку — мы посмотрим, что у вас получится. Через пятьдесят лет вы будете, как мы».
-Недавно мы читали 6 главу Евангелия от Матфея, и я понял, что нам будет очень-очень непросто, если мы попытаемся эту главу, это послание в современной жизни вновь ясно повторить, не приспосабливая Евангелие и не приспосабливаясь самим к современному обществу. И будет еще более непросто, если мы попытаемся по этому посланию жить. Нагорная проповедь Господа Иисуса ясно говорит, что недостаточно для спасения быть просто хорошим человеком с точки зрения морали обывательского общества. Недостаточно соблюдать заповеди Моисеева закона с четвертой по десятую, как иногда внушают люди, по сути являющиеся неверующими, но учащие нас христианству — Господь призывает нас к тому, чтобы исключить самую мысль о грехе, и именно это объявляет императивом и нормой. Господь говорит нам, что не нужно заботиться о земном вообще, не нужно получать от людей даже морального удовлетворения, как получает его тот, кто постится или молится напоказ. И он же нам говорит: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, вы не войдете в Царствие Небесное».
Праведность книжников и фарисеев отец Всеволод ставит очень высоко. С его точки зрения — это вершина светской морали.
-Праведность книжников и фарисеев — это самый высокий стандарт нравственного авторитета, который есть в окружающем нас обществе. Это такие светочи, как Сахаров и Солженицын. Это гражданская святость. Это ситуация, в которой человек умный, активный имеет гражданскую позицию за которую его уважают и он принимает это уважение. Как только он принимает уважение, он уже получает награду свою. А мы не можем себе этого позволить.
Трансгуманизм и вечная жизнь
Современный же мир, напомнил священник, живет, планируя на тысячелетия вперед, собирая себе сокровища и постоянно продлевая жизнь.
— Оттуда и все эти технологии — стволовые клетки, трансгуманизм, то есть разговоры о том, что можно будет омывать заменителем крови, подключать к компьютеру, компьютер будет заменять нам тело, и так можно будет жить очень долго, а потом можно будет пересаживать мозг из одного тела в другое, специально выращенное… Если мозг все равно будет стареть — а он будет стареть, то будут появляться компьютерные программы, которые заменят любого из нас, потому что на них будут переписаны наши переживания, мысли и жизненный опыт. Таким образом мир будет превращаться из мира людей в мир полу людей и как-бы-людей.
Фантастическая картина была доведена до предела предположением о том, что в этом трансгуманистическом мире будут даже люди, существующие в виде файлов. Потому что на тело у них не будет хватать средств. Сегодня нам это кажется бредом, подчеркнул отец Всеволод, но разработки-то ведутся. А все потому, что:
— Люди хотят жить вечно. Не на небе, куда их призывает Господь, а на земле. Причем иметь при этом максимум комфорта и максимум материальных благ. В условиях такого мира евангельское послание — это новшество, обращенное к миру послание, которое говорит: «Вы зря живете. Вы неправильно выстроили свои цели». В той же Нагорной проповеди, 6 главе Евангелия от Матфея, Господь говорит: «Отец ваш Небесный лучше вас знает, что вам нужно».
-И значит, мы отрицаем смысл жизни огромного количества людей, которые, в отличие от нас, обладают огромными деньгами, властью, средствами и ресурсами и очень громкими голосами, — констатирует отец Всеволод.
Ответы миру сему
Ответов на вызовы мира потребления — два. Один — по пути которого пошли западные христиане.
-Послушали призывов мудрых людей, которые говорили: «Будьте потише, не вылезайте. Цитируйте из Евангелия только то, что приемлемо. Говорите о социальной работе, о заботе о бедных. Цитируйте те места из Евангелии, где говорится о прощении, и не цитируйте те, в которых говорится о покаянии. Цитируйте о милосердии и не цитируйте то, где Христос говорит о Себе как о единственной дороге к Богу».
По замечанию священника, христиан, пошедших по такому пути, постепенно вытеснили во внутреннюю церковную жизнь и общественную работу без права проповеди; этих христиан обязывают венчать однополые браки и им запрещают увольнять священников-атеистов.
-Это путь, на котором тебя будут все больше и больше ограничивать. Ты будешь соглашаться, чтобы сохранить хотя бы что-то. Потом отнимут и это что-то и медленно задушат.
Второй путь не чужд многим православным людям в России. Заткнуться. Отгородиться. Поставить стену, запереть двери. Это путь быстрой смерти, потому что обычно он работает в рамках одного поколения. Следующее поколение людей, которые ушли в такое замкнутое пространство, как правило, бунтуют против родителей не без подсказки извне. По этому поводу однажды очень хорошо сказал Святейший Патриарх Кирилл: если ты ушел в замкнутое пространство и закрыл за собой дверь, кто-то другой потом может на эту дверь снаружи навесить замочек. Это очень легко сделать в современном обществе и государстве, в котором уже есть методы контроля, в том числе и электронного. Если ты ушел, тебя огородят и ни к кому не подпустят.
Это путь нехристианский. Христианство — это путь проповеди всем людям. Апостольская община не была замкнутой и никакая христианская община не может быть замкнутой, несмотря на гонения. Даже отшельники изменяли мир своим способом — молитвой.
Путь добровольного соглашательства с теми силами, которые призывают нас замолчать и путь самоизоляции — это очень плохие, нехристианские пути в никуда, к медленному самоубийству христианской миссии в мире.
Девальвация слова
По убеждению отца Всеволода, говорить надо о Христе, а борьбу вести с теорией «бога в душе», становящегося игрушкой, которая не может вытащить в сложных обстоятельствах.
-Нам нужно говорить о Христе. Нам нужно бросать вызов миру, живущему ради кошелька и комфорта.
Небольшое вступление затянулось на сорок минут, поэтому на ответы на вопросы осталось совсем мало времени. А жаль — темы поднимались чрезвычайно актуальные. Была поднята проблема «девальвации слова» и проповеди делом.
-Огромное количество слов в современном мире было сказано впустую — слов лживых, абсолютно бессмысленных. Слово потеряло свой вес в обществе. На этом фоне, конечно, пример и поступок весят гораздо больше.
Словесная культура уходит. Весь христианский способ передачи традиции — послания одних поколений другим — был построен на тексте. Сейчас культура текста стремительно уходит. Уже немодным стал ЖЖ, где текста больше, модным стал фейсбук и твиттер, где текста несколько строк.
В церковную культуру это обязательно придет — мы от этого никуда не денемся.
Все больше и больше видишь, что текст объемом больше страницы никто никогда не будет читать, кроме людей старшего поколения и тех, кому он очень сильно нужен по работе: юристы, бухгалтеры… Обычный человек не будет читать текст, в котором более 20-30 строк. Поэтому лозунговые фразы встречаются гораздо лучше, чем любые самые серьезные умопостроения, выраженные в форме текста, текст становится формой передачи эмоции.
Это плохо, мне текст жалко. Но это так. Поэтому сегодня главными текстами становятся либо мысли и чувства, которые можно выразить очень коротким текстом, или способы передачи своего поступка. Поэтому свидетельство делом становится более важным, чем любые слова.
После рассуждения о смерти текста вопрос о том, почему у отца Всеволода нет аккаунта в социальных сетях, не мог не возникнуть. Священник признался, что у него просто не хватает времени — это он понял уже на примере своего единственного постоянного присутствия в сети — а именно в жж-сообществе «Православная политика».
Впрочем, отец Всеволод пообещал, что заведет аккаунты в социальных сетях, если уйдет на пенсию или если его уволят.
Кончился ли век христиан?
Из зала посетовали, что к Русской Православной Церкви предъявляется множество претензий, христианин должен молчать и каяться во всем и перед всеми, тогда как критиковать мусульман и иудеев фактически запрещено.
-Острие атаки против религиозной общины зависит не от того, православная это община или нет, а о от того, какая община самая сильная в той или иной стране, — поспешил успокоить отец Всеволод вопрощающего. — В Израиле антиклерикалы борются с ортодоксальными формами иудаизма: харедим, хасиды, те, кто ведут религиозный образ жизни, и ненависть зашкаливает за все крайние значения. В исламских странах, думаю, борются с радикальными формами ислама. У нас борются с Православием.
Во всем мире господствующая церковь — это враг. Потому что именно эта традиция говорит от имени твоей собственной христианской совести. Ее наличие обличает тебя в том, что ты не прав.
К концу встречи гость был приглашен к дискуссии. В зале присутствовал неверующий молодой человек, обвинивший священника в том, что Церковь в его лице занимается тем, что, ни много ни мало, убивает людей.
-Легко! — обрадовался отец Всеволод. — Я сжег Галилео Галилея.
Но поскольку он понял, что реплика была подана в гротескной форме, тут же перешел к серьезному тону.
-Не должна Церковь в полноте своей принуждать к вере при помощи силы. Миряне должны, естественно, отвечать силой на зло, тем более, если они действуют от лица государства. Не может полицейский быть пацифистом, так же, как православная общественность не должна молчать, где поругаются святыни. Но Церковь не должна навязывать веру в обществе при помощи силы. Она должна и может убеждать. Но человека, который верить не хочет, она заставлять не должна.
Собеседник, между тем, хотел дискуссии и заявил, что мир монополии христиан кончился во время Великой Французской революции. Мир политических монополий тоже закончился, заметил отец Всеволод почти примирительно.
-Теперь это и наш мир тоже.
Оппонент не успокаивался. В качестве доказательства завершения христианской эпохи он привел следующий аргумент: научных открытий в секулярном мире сделано больше, чем в христианские средние века.
-И больше было пролито крови, — добавил отец Всеволод. — В Средние века был сформирован современный человек. Многие научные открытия были сделаны ДО великой Французской революции. А крови после нее было пролито больше. Уж не знаю, можно ли считать это достижением.
Читайте также:
Протоиерей Всеволод Чаплин открыл православный арт-центр в подвале храма (+ ФОТО + ВИДЕО)
Прот. Всеволод Чаплин о выставке Гельмана: В большинстве работ ничего богопротивного я не усмотрел
Протоиерей Всеволод Чаплин о письме в защиту панк-феминисток: Простить, понять, согласиться?