СОЛИДАРНОЕ ОБЩЕСТВО И ГРАЖДАНСКИЙ СОЮЗ
Выступление заместителя Главы ВРНС , председателя ОВЦО МП протоиерея Всеволода Чаплина на Ставропольском форуме Всемирного Русского Народного Собора
Хотелось бы напомнить, что история – это не только прошлое, — это одновременно настоящее и будущее. Мы такие, какие есть, потому что мы сформированы нашим прошлым, а наш путь в будущее определяется тем, что нас сформировало. Позвольте, учитывая тему секции, сказать несколько слов о будущем, о том, что стоило бы ожидать от формулирования идейных, духовных, мировоззренческих основ российской государственности на Кавказе в ближайшие годы, десятилетия, и, даст Бог, века.
История российской государственности и российских общественных процессов, особенно в течение последних 20 лет, убедительно показала, что Россия имеет право и возможность самостоятельно определять мировоззренческие основы своей государственности. Нам не нужно ни у кого ничего заимствовать, — у нас есть прочная основа для того, чтобы самим избирать свой исторический путь. Мы можем уверенно ответить своим друзьям и недругам в разных частях света: в нашей стране никогда не будет скопированной демократии западного образца, не будет всемирного халифата. Мы сами сможем избрать свой путь без давления извне. У нас будет своя государственность, включающая и сильную центральную власть, и народовластие, и общегражданские ценности, и ценности православия, ислама и других традиционных религий, равно как и ценности, актуальные для неверующих людей.
В нашем народе есть разные мировоззренческие группы, и каждая из них имеет право на то, чтобы свои ценности считать для себя самыми важными, и в тоже время у нас могут быть общегражданские ценности, которые значимы для всего нашего народа. Вот этот выбор самостоятельности в определении идейных, нравственных, мировоззренческих основ собственной государственности наш народ уже сделал, и ошибаются те, кто считает, будто этот выбор можно спланировать извне или определить извне. Но этот выбор придется отстаивать в очень непростых современных условиях.
Известно, что миру, самостоятельности, духовной свободе и независимости русского народа и других народов, живущих на Северном Кавказе, пытаются бросать внешние вызовы. На них нужно отвечать с учетом реальности, одновременно выстраивая мощный, волевой вектор развития. Сегодня и на Западе, и на Востоке есть силы, которые хотели бы поиграть на естественном этническом и религиозном разнообразия в жизни России, и особенно в жизни Северного Кавказа. Есть люди, которые хотели бы посеять хаос в целом ряде регионов мира, и, в частности, в нашей стране. Не следует давать нашим недругам неблагородного удовольствия получить результат от этой игры. Пора максимально позаботиться о том, чтобы результат мирной совместной жизни народов, которыми богата Россия, и особенно богат Северный Кавказ — опыт, выработанный жизнью многих поколений, подчас, оплаченный потом и кровью, — не был потерян. Его надо актуализировать в правовых и политических реалиях современного государства.
Да, жизнь меняется, и она меняется не только потому, что кто-то извне стремится ее смоделировать по собственному замыслу. Она меняется и от того, что приходят новые поколения, со своими устремлениями в будущее, со своей картиной будущего. Она может решительно отличаться от той картины, которая была сформирована в советское время или той картины, что была сочтена приемлемой в 90-е годы. У молодых людей есть духовная жажда, есть вечные вопросы об отношениях между Богом и людьми, о том, как эти отношения проецируются на жизнь человеческого общества, как правда должна присутствовать в социальных и экономических процессах, в отношениях поколений. И это естественно и правильно.
Россия может и должна использовать энергию религиозных и социальных исканий молодого поколения, чтобы раскрыть перед обществом возможности преобразования окружающей реальности. Но не основе конфликта, а на основе мирного сотрудничества разных религиозных и этнических сообществ и на основе усиления роли и места России в мире. Конечно, на всю эту новую реальность, на эти религиозные искания, на стремление устроить жизнь согласно высшей правде можно отреагировать по принципу «как бы чего не вышло». Так реагировали несколько раз в истории России. Но опыт периода 1905-1917 годов показывает: нельзя игнорировать существующие в обществе проблемы и настроения, нельзя отвечать на них по сугубо охранительному принципу.
Опыт первых двух десятилетий ХХ века совершенно однозначно показывает: попытка идти по пути игнорирования общественных процессов, их «подмораживания» — означает поражение. Всегда означает поражение. Это нужно очень четко понимать.
Рано или поздно страна столкнется с тем, что замалчивание правды, ее игнорирование больше не работает. Попытка все время применять принцип «как бы чего не вышло» означает катастрофу, и катастрофа, случившаяся с нашей цивилизацией в 1917 году и после него, в значительной степени произошла именно потому, что не были вовремя распознаны опасности. И они не получили адекватного ответа. Этот урок нужно серьезно усвоить, а выводы из него перевести в плоскость конкретной политики.
Бесспорно, должен даваться самый жесткий ответ на любые попытки силой изменить волю народа, попрать ее через террористическую деятельность, через грубое запугивание государственных и религиозных деятелей, через уничтожение тех, кто имеет символическое значение для поддержания дружбы народов. Очень важно при этом раскрепостить позитивную самостоятельную силу народа — не только элит, а народа.
Мы знаем, что позитивная сила и воля нашего многонационального народа направлена на то, чтобы самостоятельно определять свой исторический путь. Эта воля не приемлет внешнего давления на наш исторический выбор. Сегодня нужно поддерживать лучшие аспекты традиционного образа жизни разных этнических групп и общин России, одновременно заботясь о мире и диалоге между ними, об урегулировании конфликтов. Даже если эти конфликты являются очень сложными, резонансными, некомфортными с точки зрения того или иного чиновника, опасными с точки зрения работы журналиста или общественного деятеля.
Нам много раз пытались предложить внешние рецепты. Но по поводу одного из них хотелось бы отдельно высказаться. Нам часто навязывают идею, что гражданское общество, в рамках той его концепции, которая выработана на Западе и иногда считается безальтернативной, – это общество вечного конфликта, неизбежно расходящихся интересов, балансирования разнонаправленных сил. В рамках этой концепции нам внушают: народ и власть всегда враги; верующие разных религий – всегда жесткие конкуренты; работодатель и работник – источники постоянного противоречия. Да, в обществе есть расходящиеся интересы, разные образы жизни и установки, разные модели идеального мира, на которые ориентируется человек в своей граждански значимой деятельности. Но наш принцип другой.
Несколько дней назад Святейший Патриарх Кирилл, выступая на Форуме православных женщин, сказал о солидарном обществе, обществе-семье. Эта идея не первый месяц разрабатывается в рамках ВРНС. Еще один вектор нам предлагают ученые на основании идеи Константина Петровича Победоносцева – это гражданский союз. Общество, где самоорганизующиеся структуры народа, разные религиозные общины, этносы, поколения, социальные слои поддерживают друг друга. Вот тот идеал, который сделал Россию сильной и который поможет ей выстоять перед лицом всех вешних попыток размыть ее идентичность, лишить ее своего исторического пути и поставить на колени.
Мы можем создать общество, где люди будут не вечно конкурировать, а помогать друг другу, где отношения власти и народа будут не историей бесконечной злобы и противостояния, а историей взаимодействия, где отношения между разными этническими и религиозными общинами – это гармонический союз.
Прошу обратить внимание на две эти концепции: солидарное общество и гражданский союз. Надеюсь, что ВРНС вместе с представителями разных общественных сил будет развивать дискуссию по этим концепциям.