Протоиерей Всеволод Чаплин: Сегодня Украина жаждет мира
Эфир от 1 марта
Вся наша Церковь сейчас молится об Украине. Недаром в прошлое воскресенье Святейший Патриарх призвал молиться всех особым чином, особыми словами о мире в этой стране, о прекращении гражданской распри, и во многих храмах можно было видеть, как люди буквально со слезами молились о братском народе. И молились, конечно, в самой Украине. Люди потом после богослужения подходили к священникам и архиереям и говорили о том, как дорога для них Украина, как дорог для них мир в этой стране, которая неразрывно связана с Россией, с Белоруссией, с Молдовой общими духовными узами.
Новости, которые мы сейчас получаем, часто оказываются не радующими, часто оказываются очень тревожными. И сейчас, когда эти новости уже стали частью нашей жизни, пришло время порассуждать о том, что для нас сегодня, для всей Русской Церкви, значат наше внимание к жизни православных христиан Украины, наши молитвы об этих людях, наше сопереживание им, наше общее участие в их судьбе.
Как вы знаете, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл еще 21 февраля сделал специальное обращение к полноте Русской Православной Церкви в связи с событиями на Украине. Святейшим Патриархом было сказано следующее: «Пока, слава Богу, приостановлен сценарий гражданской войны, но такой сценарий еще может реализоваться. Это произойдет, если Господь попустит людям отступить от данных Богом нравственных заповедей и от христианского наследия Украины, если жители Украины отрекутся от уважения к себе, друг к другу и к закону». Одновременно Святейший Патриарх поблагодарил тех представителей украинского епископата и духовенства, кто, среди призывов и лозунгов самого разного толка нашел в себе силы последовательно призывать противоборствующих к миру и братолюбию, и тех, кто твердо стоит за право украинцев жить в согласии со своей верой и благочестием, за сохранение традиционных для Украины нравственных и религиозных ценностей, источником которых является киевская купель Крещения, определившая цивилизационное развитие народов Святой Руси.
Сегодня решается, будет ли украинский народ частью восточной православной цивилизации, той цивилизации, которая его создала – точно так же, как и народ России, народ Молдовы, народ Белоруссии, многие другие народы, населяющие пространство исторической Руси. Сегодня многие хотели бы сказать, что время этой цивилизации ушло в прошлое, но для десятков миллионов людей на Украине, как и для десятков миллионов людей в других странах это не так. Люди живут по нравственным и духовным принципам этой цивилизации, люди не хотят, чтобы иные, заимствованные извне с Запада или с Востока духовные принципы, идеи, ценности или анти-ценности стали бы доминирующими в том или ином народе помимо воли самих этих людей. Да, разные люди на Украине, как и в других странах, делают свой цивилизационный, мировоззренческий, политический выбор. Нельзя не уважать этого выбора, нельзя пытаться как-то помимо воли самих этих людей этот выбор изменить. В том числе нельзя изменить выбор тех людей, десятков миллионов людей, которые чувствуют себя сынами и дочерьми православной цивилизации, которые имеют собственное представление о том, как должно быть устроено общество, как должна быть устроена семья, как должны быть устроены отношения между полами, как должны быть устроены культура, экономика, общественная жизнь и так далее. Очень хочется надеяться, что вот этот цивилизационный выбор многих людей, десятков миллионов людей на Украине не будет подвергнут какому-то жесткому прессингу, что никогда не будет сделано попытки изменить религиозный и идейный вектор развития жизни всех этих людей в угоду жесткой политической воле, проявляющейся через силовые методы подавления инакомыслия.
Как мы знаем, имело место несколько случаев непростых событий около православных храмов и святынь. Некие люди приходили к Киево-Печерской Лавре и к Почаевской Лавре. Они говорили, что пришли (по крайней мере, в случае Киева) охранять. Если намерение на самом деле было такое — что ж, очень хорошо. Но одновременно с приходом этих людей в информационном пространстве, в некоторых разговорах появлялись сведения о том, что кто-то хочет отторгнуть древние святыни, созданные тысячелетней Русской единой Церковью, в пользу раскольнических группировок. Пока, слава Богу, этого не произошло, и надо отдать должное людям, которые сегодня руководят в Киеве — эти люди сказали о том, что они не хотели бы силового вмешательства в религиозную жизнь. Некоторые лидеры политических организаций, связанных с нынешним киевским руководством, сказали, что они не имеют отношения к попыткам захвата тех или иных священных зданий. Пусть действительно эти слова всегда будут совпадать с делами. Пусть никогда ни у кого не возникнет искушения — тем более, искушения, приводящего к действиям, — превратить политическое противостояние в противостояние религиозное.
История Украины и многих других стран Европы наглядно показывает: религиозное противостояние, реальной причиной которых часто были политические или практические интересы, материальные интересы, — надолго переживало эти интересы. О них никто уже не вспоминал в течение многих десятилетий и столетий. В течение всей последующей истории сохранялось религиозное противостояние, которое делало целые народы вечными неприятелями и конкурентами, а иногда и просто врагами. И иногда эти народы разделялись и появлялись новые народы, которые ожесточенно враждовали друг против друга. Об этом мы знаем, в частности, на примере Балканских противостояний. Да не будет этого на Украине, которая по преимуществу является православной страной и православные верующие которой по преимуществу испытывают теплые, братские, добрые чувства к народу России, народу Белоруссии, народу Молдовы, другим православным народам — греческому, сербскому, болгарскому, румынскому.
Православное братство сегодня пытаются разобщить. Делается это, наверное, теми, кто не хотел бы, чтобы православная цивилизация была бы самостоятельной. Играла бы свою собственную, выстраданную своей историей, определяемую истиной Божией роль в тех или иных процессах, происходящих в Европе и мире. Такая возможность у нас сегодня есть, но она будет утрачена, если православные народы будут враждовать друг с другом. Очень хочется надеяться, что православный по преимуществу народ Украины будет не ведомой силой, ценности которой будут определяться не самим народом, а кем-то вне этого народа, а одной из тех сил, которые смогут вернуть нравственное, духовное, христианское измерение в политику Европы. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что возможность такого влияния у православных народов сегодня есть. У них — у нас — достаточно людей, достаточно опыта, достаточно просвещенности, достаточно воли для того, чтобы быть в Европе не ведомой силой, а тем центром, который определил бы духовное и нравственное будущее континента. Ни на что меньшее нам соглашаться не надо. Не надо ждать, что кто-то придет и поработит нас, и нам от этого достанется некая толика материальных благ. Не надо считать, что мы слабы. Тот, кто с Богом, всегда сильнее. У того, кто со Христом, всегда окончательная победа, даже если сегодня нам кто-то говорит, что у нас нет ничего. Да, у нас меньше денег. Да, у нас меньше материальных средств. Да, у нас не самая простая история, и эта непростая история, особенно в 20 веке, отбросила наши народы назад на пути материального развития по сравнению с некоторыми народами Западной Европы. Но нам не нужно бояться отвечать со всей самостоятельностью и со всем дерзновением на исторические вызовы, которые перед нами стоят.
Как известно, многие православные люди вышли во время посягательств на храмы и святыни на их защиту. И это говорит о том, что люди научились отвечать достаточно уверенно, спокойно и в то же время решительно на попытки использовать политику для того, чтобы перекроить религиозную карту Украины. Известно, что люди пришли и к Киево-Печерской Лавре и к Почаевской Лавре. И в Сумах, где имела место попытка нападения на епархиальное управление, люди не дали этой попытке осуществиться. Только в Чернигове, где была разобрана палатка Украинской Православной Церкви, стоящая рядом с храмом, перешедшим к раскольникам, удалось эту палатку снять. Во всех других случаях люди смогли отстоять свои храмы, подавая этим пример на будущее, как хочется верить, объясняя этим, что люди усвоили опыт 90-х годов, когда, к сожалению, с легкостью были отняты многие храмы у верующих канонической Православной Церкви, и усвоили опыт начала 20 века, когда люди в первые послереволюционные года могли отстаивать свои храмы, а потом их воля была сломлена и многие православные общины были разложены изнутри, и тогда недруги Церкви Христовой смогли с легкостью захватывать храмы вопреки воле миллионов людей, которые вовсе не стремились уничтожать храмы и убивать священников, как иногда нам пытаются сказать не совсем честные, а, может быть, совсем нечестные историки.
Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви, который под руководством Святейшего Патриарха Кирилла работал 26 февраля этого года, принял заявление в связи с угрозой насильственных действий по отношению к канонической Церкви на Украине. И в этом заявлении было сказано следующее: «Мы обращаемся ко всем православным христианам Украины, невзирая на их политические предпочтения, с призывом не допустить посягательств на святыни. Благодарим тех, кто уже вставал на защиту храмов и обителей, не дав подвергнуть их поруганию и отторгнуть от истинной Церкви».
Люди сегодня призваны отстаивать свои святыни, даже в тех случаях, когда отстаивать их нужно будет до смерти. И честь и хвала тем, кто уже так поступил, кто уже не дал политизированным людям использовать свою силу для того, чтобы изменить религиозный выбор людей без их собственной воли. Сегодня Украина жаждет мира. Сегодня Украина жаждет порядка и законности. Всей Церкви нужно молиться о том, чтобы эти порядок и законность всегда присутствовали в жизни братской страны, неотделимой от истории и от будущего православной Руси. Святейший Патриарх Кирилл обратил к народу Украины такие слова, говоря проповедь в московском храме Архангела Михаила 23 февраля этого года: «История всего нашего Отечества исполнена многих примеров того, как попытки людей силой утвердить свою точку зрения не приводили к достижению тех целей, во имя которых проливалась братская кровь. И поэтому мое слово к Украине близкой моему сердцу, к украинскому народу – сосредоточьтесь, успокойтесь, вы христианский народ, преломите все то, что происходит, сквозь призму своих христианских убеждений. Сквозь Евангелие, повествующее нам, в том числе, и о Суде Божием». Пусть Суд Божий, который сегодня происходит над историей Украины, над нашей общей историей, будет во благо. Пусть мы услышим слова Господа «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство» (Мф. 25, 34).