Закончился крупнейший общественный форум — Всемирный Русский Народный Собор. Проанализировать его итоги мы попросили главу Отдела Взаимоотношений Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина.
— Уже опубликованы итоговые документы: Соборное слово и Резолюция XIV Всемирного Русского Народного Собора. В них подводятся итоги обсуждения самого широкого круга вопросов (нравственность, образование, защита семьи) и содержатся конкретные пожелания участников Собора государству и обществу.
Резолюция Собора во многом основывалась на предложениях, поступивших от членов Государственной Думы и Совета Федерации.
Основное внимание в Соборном слове было уделено проблемам образования. В частности, в Соборном слове зафиксирована позиция Собора относительно нового закона об образовании. По мнению участников Собора, этот закон должен обсуждаться максимально широко, в его разработке должно принимать участие все общество.
Не меньший интерес для участников Собора представляют проблемы нравственности в связи с образованием и воспитанием молодежи.
«Сегодня мы являемся свидетелями того, как безнравственные и циничные представления о личности человека, его отношениях с другими людьми, обязанностях перед обществом и государством все сильнее проникают в молодежную среду, усваиваются частью студенчества и даже школьников.
Во втором документе, вышедшем с подзаголовком «Опыт духовно-нравственной традиции – альтернатива тотальному контролю над семьей», дана жесткая оценка ювенальной юстиции.
«Участники Собора выражают обеспокоенность в связи с активизацией деятельности сторонников ювенальной юстиции по скорейшему внедрению этого института в России, в том числе в закамуфлированном виде. По нашему убеждению, его создание в нашей стране не является актуальным, и на фоне продолжающегося разрушения семьи не позволит решить проблемы, связанные с беспризорностью, правонарушениями и преступностью несовершеннолетних, защитой прав детей, находящихся в конфликте с законом.
В основе детской беспризорности, нарушений прав детей – идеология планомерного разрушения семьи. Институт ювенальной юстиции – институт подмены семьи и ее социальных функций, основанный на недоверии к ней. Данный институт противоречит практике всех традиционных религий и российским традициям семейного воспитания, основанным на уважении детей к родителям, на послушании, терпении, взаимном уважении, благочестии родителей, разумном распределении обязанностей между членами семьи. Эти ценности ювенальная юстиция предлагает заменить жалобами на родителей, неуважением к ним, контролем государственного или муниципального органа над семьей».
По всем вопросам в ходе Русского Народного Собора велась очень серьезная и в то же время демократичная дискуссия. Таким образом, итоговые документы оказались весьма актуальными и злободневными.
— Отец Всеволод, Вы упомянули такую острую проблему как ювенальная юстиция. Была ли дискуссия по этому вопросу? Были ли среди участников Собора сторонники ювенальной юстиции?
Сторонников ювенальной юстиции вообще не так много. Жестким сторонником ювенальной юстиции является член Общественной палаты РФ Олег Зыков, но на Соборе он не выступал, поэтому дискуссии с ним не сложилось.
Вообще, необходимо понимать, что система ювенальной юстиции — это всего лишь частный случай попыток государства вмешательства в дела семьи, т.е. только вершина айсберга.
Материал подготовила Мария Сеньчукова