Шок – только так можно назвать то, что случилось во вторник в Храме Христа Спасителя. Пять безбожниц-оторв, натянув на голову цветные мешки с прорезями для глаз и рта, у Царских Врат прогорланили то, что сами они назвали «панк-молебном».
Вот как оценивает это член Патриаршего совета по культуре, Председатель Синодального Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод ЧАПЛИН:
— Это, конечно, политическая акция. Наверняка у нее есть какие-то заказчики. По крайней мере, у нее есть симпатизанты. Но на самом деле такого рода преступления — а это именно преступление, — особенно опасны тем, что могут взорвать все общество: оскорбление по религиозному признаку, как и оскорбление по национальному признаку — это очень страшная вещь!
Оскорбление чувств верующих и осквернение святынь крайне опасны. Мы знаем, как они взрывали целые страны. Именно поэтому подобные выходки должны наказываться и пресекаться.
В прокуратуру уже поданы сотни исков. Пока, к сожалению, это расценивается как правонарушение в рамках административного кодекса, но мне думается, что тут действуют и несколько статей Уголовного кодекса…
— Как минимум – хулиганство?
— Не только. Осквернена национальная святыня. И значит, общество обязано на это отреагировать. И значит, политики обязаны на это отреагировать. Эта история должна стать лакмусовой бумажкой отношения общества к политикам и политиков к обществу.
Мы знаем, что огромное число людей сегодня возмущено этим поступком, а значит, ничто подобное не должно повториться в нашей стране по отношению к православным христианам, или к мусульманам, или к иудеям, или к людям той или иной национальности, или к людям тех или иных политических убеждений.
Сегодня наступает момент истины: что наши политики, которые якобы говорят от имени народа и стремятся мнение народа выражать — что они думают о произошедшем?
— Однако сами политики почему-то не спешат с официальным ответом на этот вопрос…
— Если кто-то отмалчивается, а тем более оправдывает такую акцию, народ должен это знать и понимать. И конечно, православные христиане точно не поддержат политика, который по такому поводу либо отмалчивается, уходя от ответа, либо говорит: «Что ж, это свобода творчества».
Свобода творчества, как и любая другая свобода, — как и свобода слова, и свобода религии, кстати — имеет свои рамки. Как раз поэтому люди должны договариваться о том, как избежать оскорблений, которые взрывоопасны не только для интернета, но и для общества в целом, для ситуации в стране, для ее гражданского мира.
— Отец Всеволод, как можно возразить тем, кто считает, что на такую глупость не стоит даже обращать внимания?
— Эта акция поставила вопрос ребром, и я думаю, что неправы говорящие: «Давайте простим, давайте отмолчимся, давайте сделаем вид, что этого не происходило, чтобы не пиарить вот эту группу»…
Знаете, что? Мы действительно должны прощать собственных врагов. Но всеми средствами бороться с теми, кто оскорбляет нашу веру или унижает нашего ближнего.
Эти поступки явным образом оскорбили чувства миллионов верующих людей — не только тех, кто стоял в храме или кому случайно попался на глаза этот клип, но и верующих в принципе, не только православных. Высказывались против этой акции и мусульмане, и люди других вероисповеданий.
Верующие в этом отношении едины, и не нужно думать, что через такие акции можно поссорить верующих. Кстати говоря, мы всегда проявляем солидарность: когда оскорбляли ислам, мы солидализировались с мусульманами. Когда где-то появлялись антисемитские, антииудейскиее лозунги, мы тоже солидализировались с иудеями.
В этом случае очевидно столкновение между миром веры и миром агрессивного, наглого, вызывающего неверия. И когда происходит такое оскорбление, христианин ни в коем случае не должен быть пацифистом! Об этом ясно писали и святитель Филарет Московский, и более ранний святой -Иоанн Златоуст.
— То есть – око за око?
— В отношениях со своим личным врагом, который тебя лично оскорбил, ты должен быть пацифистом и должен прощать. Но оскорбления веры и оскорбления твоих ближних ты не должен прощать — ты должен защищать и веру, и ближних всеми доступными тебе законными способами.