Главная Новости

Протоиерей Всеволод Чаплин выиграл суд против журналиста «Московского комсомольца» С. Бычкова: «суд защитил право публично называть ложь ложью»

Сегодня в Преображенском суде столицы закончилось судебное разбирательство по иску С. Бычкова к заместителю председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Обвинения в адрес священника во лжи и клевете признаны несостоятельными.

www.patriarchia.ru

Сегодня в Преображенском суде столицы закончилось судебное разбирательство по иску С. Бычкова к заместителю председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Обвинения в адрес священника во лжи и клевете признаны несостоятельными.

Напомним, иск был подан С. Бычковым в защиту чести и достоинства, которые якобы оскорблял в своих выступлениях протоиерей Всеволод Чаплин.

Как сообщил о. Всеволод Чаплин, на сегодняшнем заседании под председательством судьи О. Ульяновой принято решение об отказе в удовлетворении иска С. Бычкова.

Поздравляем отца Всеволода, надеемся, что данный конфликт станет тем поворотным моментом, который положит конец или хотя бы границы очернению Церкви в средствах массовой информации.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей прокомментировал сегодняшнее решение Преображенского суда столицы об отказе в удовлетворении иска журналиста «Московского комсомольца» С. Бычкова о защите чести и достоинства.

По словам протоиерея Всеволода Чаплина, суд, который состоялся сегодня, фактически признал г-на Бычкова лжецом и не нашел в словах священника, сказанных о нем, ничего, что могло бы быть неправдой. «Одновременно суд защитил право публично называть ложь ложью, обличать ложь как грех, как духовную болезнь, — отметил отец Всеволод. — И теперь должно стать окончательно ясно, что ни одному слову этого журналиста нельзя верить».

Характерно, что единственным свидетелем на сегодняшнем заседании со стороны С. Бычкова был лишенный сана Глеб Якунин.

Отец Всеволод также выразил удивление тем фактом, что Бычков и его адвокат, несмотря на объективные свидетельства, продолжали утверждать, что на Всемирном саммите религиозных лидеров, который проходил в Москве 3-5 июля сего года, не было представителей Церкви Англии, что является абсолютной неправдой. «Г-н Бычков сам признал, что он был на этом мероприятии — и этот факт лишил его возможности утверждать, что он не знал, о чем пишет», — сказал о. Всеволод.

«Я убежден, что проходит — уже прошло — время псевдо-журналистов, строящих свою деятельность на неправде и хамстве», — отметил в заключение священник.

***

Правмир 25/09/2006

Антицерковные публикации последних десяти лет не прошли мимо ни одного человека, читающего ряд светских изданий. На стереотипы, сформированные за 70 лет безбожия, стали активно накладываться новые увлекательно-грязные истории, тематику которых не так сложно предугадать.

Собственно, задача журналиста проста: взять все те ценности, которым священник учит свою паству, подобрать к ним антиценности и написать красочный рассказ  о том, как пастырь всеми этими пороками грешен. Для большей аргументации добавить «экспертное мнение» анонимных прихожан, которые «достоверно знают» всю правду о жизни прихода, и клевещущий памфлет готов. Цель очернить Церковь будет достигнута в любом случае: «неприятный осадок» остается в душе читателя неминуемо. А раздуть грязную сенсацию можно из самого благого дела, как справедливо неоднократно и справедливо отмечалось, священник всегда находится в патовой ситуации: есть у него мобильный телефон, скажут — стяжатель, нет телефона, скажут — отсталый, строит храм — будут говорить о несметных богатствах, нет денег на храм — скажут, что все деньги себе забирает, монастырь организует детский приют — пустят рассказы о внебрачных детях монахинь, не станет монастырь приют организовывать — упрекнут в корысти и немилосердии.

За такие клеветнические и очерняющие церковь публикации в журналистском сообществе журналист газеты «Московский комсомолец» Сергей Бычков неоднократно получал антипремию клуба православных журналистов.   В последнее время его публикации, порочащие уже епископов Русской Православной Церкви стали столь многочисленны, что не встать на защиту Церкви от клеветы было уже невозможно. С резкой критикой клеветнических статей С.Бычкова выступил протоиерей Всеволод Чаплин, а также известные священники и журналисты: руководитель Пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский, Генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, Исполнительный директор Международной исламской миссии Шафиг Пшихачев, Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган, главный редактор интернет-портала «Религия и СМИ » Александр Щипков, главный редактор православного журнала «Фома», замдекана факультета международной журналистики МГИМО Владимир Легойда, телеобозреватель Михаил Леонтьев.

« Бычков – это блудный сын церковного мира, – отметил протоиерей Всеволод Чаплин. – Он много лет известен в московских и подмосковных приходах. В свое время, еще при советской власти в отношении него велись следственные действия вокруг махинаций с церковным антиквариатом. После вмешательства одного высокого покровителя эти действия прекратились, но взамен Бычков, попавший на крючок, стал доносчиком. Есть множество свидетельств, что он стучал на прихожан отца Александра Меня. Отца Александра не раз спрашивали: зачем вы терпите рядом с собой стукача? Он отвечал: «Пусть будет этот, а то пришлют другого, которому будут верить».

В начале 1990-х годов стукаческие услуги Бычкова оказались невостребованы, и тогда он решил пробиться из обычных доносчиков в доносчики публичные, газетные. Большинство его статей выглядят именно как доносы, причем основанные на сплетнях и лжи.

По мере возрастания публичной активности у Сергея Сергеевича развилась мания величия. Он стал поучать Церковь, предлагая ей различные модели управления.

Призывая к скорейшему созыву Поместного Собора (кстати, такие соборы в нашей Церкви и были, и будут), он дает понять, что вся власть на Соборе должна принадлежать мирянам, очевидно, таким, как он. Наверное, Сергей Сергеевич мечтает, что именно его изберут тем единственным делегатом от мирян, который должен представлять Москву на Поместном Соборе. Или уж, по крайней мере, признают незаменимым экспертом, который смог бы взять весь Собор под контроль

И сейчас говорю ему: Сергей Сергеевич, вас спасет только покаяние. И изменение жизни. Блудный сын церковной среды духовно погибнет в мрачной пустыне своего отравленного сердца, если не обретет снова мирный дух, если не вернется с покаянием к Богу и к общению с Церковью ».

«Своими возмутительными статьями Сергей Бычков нарушил все нормы кодекса не только Союза журналистов России, но и международный кодекс журналистов и по всем статьям и по чести должен быть просто-напросто исторгнут из рядов сообщества», — считает заместитель председателя Клуба православных журналистов, председатель общества «Радонеж» Евгений Никифоров.

Свидетельство о.Всеволода о том, что Бычков виновен в том, что в советское время оказались за решеткой несколько священников, подвердил один из потерпевших – отец Борис Развеев, герой нашумевшей в свое время статьи «Крест на совести».

Тексты Сергея Бычкова даже не поддаются анализу с точки зрения использования риторических приемов, логических подмен и нарушений аргумента: они представляют собой исключительно цепь лживых утверждений.

С.Бычков, отказавшись от публичного диспута с о.Всеволодом подал на него в суд. Судебные слушания назначены на 25 сентября.

«Я рад, что отступать ему теперь некуда. Мне жаль Вас, господин Бычков. То, от чего Вы бежали и прятались всю жизнь, наконец-то станет достоянием гласного обсуждения. Люди должны знать про Вас правду», – сказал о.Всеволод.

Разгоревшийся конфликт особенно остро затронул проблему освещения церковной жизни средставми массовой информации, а также журналистской этики. Как справедливо заметили участники круглого стола, посвященного проблеме противоречий Церкви и СМИ, тон и стиль статей С.Бычкова, оскорбления и ложь, недопустимы не только по отношению к духовенству, но и к любому человеку.

Ведущие российские журналисты и общественные деятели: Николай Бурляев, актер, ведущий программы «Золотой витязь», Ольга Васильева, публицист, заведующий кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы, доктор исторических наук, Андрей Золотов, главный редактор журнала «Russia Profile», лауреат европейской премии Джона Темплтона по религиозной журналистике, Владимир Легойда, заместитель декана факультета журналистики МГИМО (У), главный редактор журнала «Фома», Михаил Леонтьев, ведущий программы «Однако» (телекомпания «Первый канал»), и другие обратились 20 сентября к журналистскому сообществу с просьбой и призывом не допустить вражды между Церковью и СМИ. Приведем полный текст этого заявления:

«Публичное столкновение и перспектива судебного разбирательства между обозревателем «Московского комсомольца» Сергеем Бычковым и заместителем председателя ОВЦС МП протоиереем Всеволодом Чаплиным вызвали глубокую озабоченность у профессионалов, связанных с темой религиозной жизни в российских СМИ.

Исход настоящего конфликта может серьезно повлиять на формирование норм российской журналистики о религии и религиозно-общественной жизни, спровоцировать очередную попытку регламентировать, что и как можно или нельзя писать или говорить о Церкви.

Хотя обе стороны в этом споре выступают формально как частные лица, их столкновение может быть понято политическим классом как принципиальный конфликт Церкви и СМИ, поскольку один из них является известным публичным представителем Русской Православной Церкви, а другой выступает как журналист с тридцатилетним опытом работы в советской и российской прессе. В случае примитивного толкования этого конфликта – кто бы в нем ни победил – окажется, что либо Церковь «зажимает критику», либо о Церкви позволительно писать так, как это делает «Московский комсомолец».

На самом деле ни то, ни другое неверно.

В связи с этим нам хотелось бы дать ясно понять, что те методы, которыми на протяжении многих лет пользуется Сергей Бычков – как его чрезвычайно вольное обращение с фактами, так и откровенно хамский тон значительной части его публикаций – нельзя признать находящимися в рамках цивилизованных норм журналистики на религиозную тему – одну из самых чувствительных, с точки зрения эмоциональной сферы человека, областей журналистской деятельности. Взяв на себя миссию обличителя одних и восхвалителя других церковных деятелей, журналист не просто вводит в заблуждение многомиллионную аудиторию популярной газеты. Он дискредитирует СМИ в глазах верующих – как священнослужителей, так и мирян. Не гнушаясь средствами в своих попытках активно влиять на внутрицерковную жизнь, ведя свою личную войну на уничтожение ряда церковных деятелей, Сергей Бычков порождает изоляцию церковных учреждений от общества. В результате уже приходится слышать мнение о том, что журналисты якобы не вправе комментировать внутрицерковную жизнь.

Это не так. Если Церковь заявила о своем желании играть значительную – и все возрастающую – роль в жизни российского общества, то она не может быть закрытой для СМИ. А в условиях, когда религиозный фактор играет все большую роль не только в общественной жизни, но и в мировой политике в целом, профессиональные требования к журналистике о религии многократно возрастают.

Медийные антирелигиозные провокации, будь то показ на НТВ фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» в 1997 году, выставка «Осторожно, религия!» в 2003 году, «карикатурный скандал» или глумливые газетные статьи, в современных политических условиях раскалывают хрупкое общественное согласие и подстрекают граждан к «прямому политическому действию», а попросту говоря – к беспорядкам.

Религиозное и, в частности, православное возрождение в России – это, безусловно, реальность последних десятилетий. Но с этим громадным количественным ростом в Церковь, а значит, и в российское общество, пришло и много серьезных сложностей, несовершенств и пороков. Не писать об этом, не комментировать эти процессы пресса не может и не должна. Но от того, насколько ответственно мы и наши коллеги будем это делать, в степени большей, чем это может на первый взгляд показаться, зависит будущее нашей страны.»

Хочется надеяться на то, чтобы данный конфликт станет тем поворотным моментом, который положит конец или хотя бы границы очернению Церкви в средствах массовой информации.

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.