Скончался старейший клирик Московской епархии протоиерей Александр Егоров.
О. Александр родился в Москве в благочестивой православной семье. Его отец, Николай Никифорович, работая токарем на заводе “Красный богатырь”, был чтецом храма Спаса Преображения в Богородском. Он пользовался уважением в среде церковных людей, а потому был избран делегатом от мирян Московской епархии на Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. Мать о. Александра Ольга Ивановна работала на том же заводе и вела хозяйство; она дожила до глубокой старости и скончалась в 1999 г.
Когда Саша Егоров закончил семилетку, началась война, и с 1941 г. до ее окончания он проработал токарем на заводе “Красный богатырь”. Однако служение Богу, бывшее его призванием с детства, непрестанно звало юношу, и в 1947 г., после возобновления работы духовных школ, он поступает на Московские пастырские курсы, вскоре преобразованные в Московскую духовную семинарию. 18 июня того же года состоялось бракосочетание Александра Николаевича и Нины Васильевны Копыловой. Впоследствии о. Александр и матушка Нина Васильевна вырастили четверых детей, подаривших им семерых внуков.
21 сентября 1951 г. в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Александр Егоров был рукоположен во иерея (двумя днями раньше — в сан диакона) и определен на служение в московский храм Илии Пророка Обыденный. В этом древнем московском храме, известном своими благочестивыми традициями и своими святынями, и прошла в дальнейшем вся пастырская жизнь о. Александра, длившаяся более 48 лет, — случай, уникальный в истории современной Русской Церкви. Настоятелем храма в то время был известный протоиерей Александр Толгский, ставший духовным наставником и учителем молодого священника. Именно он зоркими духовными очами нашел среди семинаристов Александра Егорова и настоял на его скорейшем иерейском рукоположении, увидев в нем своего верного помощника в будущем; именно от него о. Александр Егоров перенял богослужебные и пастырские традиции любимого москвичами храма. Много лет после кончины отца настоятеля старые прихожане Обыденского храма с любовью называли между собой о. Александра Егорова отцом Александром “Маленьким”, как бы подчеркивая этим, что продолжают видеть в нем духовного преемника своего незабвенного настоятеля.
Авторитет о. Александра был огромен; один лишь пример показывает это со всей наглядностью. Как-то после службы в храме беседовали две старые подруги: постоянная прихожанка и инокиня, приехавшая помолиться. Первая их них взволнованно рассказывала второй о своих сложных обстоятельствах, вторая же, спокойно выслушав рассказ, тихо, но твердо сказала: “Слушайся отца Александра — и это все”. Со временем о. Александр стал духовником тех из духовных чад общины отцов Алексия и Сергия Мечевых, которые еще оставались в Москве, и инокинь закрытого тогда Зачатьевского монастыря.
Его главными чертами как пастыря были смирение (он отказывался от должности настоятеля), любовь и постоянная молитва; каждого пришедшего он встречал с самым теплым вниманием. Не накладывая трудных епитимий, он считал основным деланием искреннюю теплую молитву и внутреннюю перемену мыслей кающегося. Твердо уповая на действие благодати Божией в человеке, он не навязывал свой образ мысли и действия, одинаково пастырски любя и опекая людей самых разных взглядов и различного общественного положения. Исповедь у о. Александра продолжалась по много часов, а служение его всегда было праздником. На склоне лет о. Александр часто принимал священников, приходивших к нему исповедаться, получить совет и укрепление.
Долгое и беспорочное служение о. Александра было отмечено многими иерейскими наградами (в 1988 г. он стал митрофорным протоиереем) и церковными орденами. С весны 1999 г. о. Александр тяжело заболел, и последнюю свою литургию отслужил на Троицу. Но еще несколько месяцев подряд он просил привозить его в храм, и там, в церковном домике, лежа исповедовал своих духовных чад.
4 марта, накануне Недели о страшном суде, о. Александр приобщился Святых Таин и на следующее утро во время литургии мирно опочил. В отпевании принимали участие 75 священнослужителей и несколько сотен духовных чад батюшки. Дивным Промыслом Божиим о. Александру удалось донести до наших дней “обыденские” традиции, закрепив их тем самым и сделав общим достоянием Православия. Молитва о упокоении души раба Божия протоиерея Александра легка и светла, ибо твердо упование всех, кто его знал, что ныне она пребывает у Престола Божия, верным служителем Которого он был всю свою жизнь.