Памяти умершего друга
Никто не мог предположить, как скоро настанет этот день…
Отец Александр оставил здешний мир в самом расцвете сил, среди множества незавершенных дел и прекрасных планов. Трудно представить, сколько людей потеряло бесконечно дорогого и близкого человека, духовного наставника, пастыря. У отца Александра не было просто знакомых, у него было друзья, духовные чада, которых он окормлял и вел к Богу через тернистый путь нашей жизни. Можно сказать, что он жил с постоянной необходимостью проявлять и выражать свою любовь к Богу, к Церкви и к ближнему, и поэтому беспрестанно стремился распространять эту любовь и утверждать веру среди заблудших овец вверенной ему паствы. Каждый, кто бы ни обращался к отцу Александру за советом, за наставлением или просто для того, чтобы излить, выговорить свое горе или отчаяние, уходил от батюшки утешенным, полным надежды и добра.
Сложный путь к Богу прошел батюшка за свою короткую жизнь. Родился он в с. Половинкино близ города Старобельска Луганской области в семье прапорщика. С самого раннего детства он отличался от своих сверстников эрудицией, живым умом и неисчерпаемой энергией, поэтому и друзья у него были намного старше него: его умственное развитие намного опережало физическое, хотя последним он тоже не пренебрегал. В школе он был отличником, инициатором; у него была способность собирать вокруг себя людей, которую впоследствии он употребил в деле спасения, в служении Богу. Писал стихи, составлял сценарии к спектаклям, даже снял простой кинокамерой художественный фильм по собственному сценарию. Смотревшие фильм не верили, что это мог снять и придумать простой сельский юноша — настолько талантливо все было.
Живя в неверующей семье, Александр был пионером, комсомольцем, но душа юноши стремилась к большему, к высшему. Поэтому уже после школы, учась в Киевском технологическом институте, он решил искать это большее и высшее; начал с изучения восточных религий, но это не удовлетворяло его душу.
В институте, как и в школе, он проявлял свои организаторские способности, собирал вокруг себя интересных людей. Под конец учебы он встретил ту, с кем связал свою жизнь, ту, которая до последнего дыхания была рядом, разделяла с ним все скорби и радости, поддерживала его в самые трудные минуты, а ставши матушкой, активно участвовала в восстановлении общественно-нравственной жизни прихода.
Окончив с отличием институт, будущий батюшка становится главным технологом сахарного завода, за хорошую работу получает в короткое время трехкомнатную квартиру. Хорошая работа, хорошая зарплата, жилье, замечательная семья, дети (у него уже было двое сынишек), — можно сказать счастливый, удачливый, добивающийся своей цели человек. Но ищущая душа, получив все земные блага, и здесь не была удовлетворена. Ему предлагают должность главного технолога объединения сахарной промышленности, но Александр отказывается от повышения, мало того: он бросает работу, квартиру и переезжает с семьей на свою родину в с. Половинкино, в скромный домик своих родителей; становится корреспондентом местной районной газеты. Здесь он пишет много статей, стараясь показать, как живет народ и как живут те, кто находится у власти. Естественно, это многим не нравилось, а у него была мечта — жить в тишине и спокойствии, размышлять о жизни, написать книгу, поэтому он опять бросает работу и идет работать кочегаром, получает желаемое уединение.
Но душа все равно искала чего-то, а лучше сказать Кого-то… Он продолжает изучать различную литературу: художественную, философскую и даже оккультную. И однажды на работе, ненадолго забывшись, видит то ли сон, то ли видение, которое его потрясает, и понимает, что грядут какие-то перемены или его скорая смерть…
Было время перестройки, гонение на Церковь приостановилось, и в журнале “Литературная учеба” стали печатать частями Евангелие. Александр стал с жадностью читать живительные строки Писания, недоумевая, как это до сих пор он не встретил эту Книгу жизни.
В то же самое время к нему на работу стал приходить очень скромный мальчик, рано осиротевший; они подружились, и как-то Александр пожаловался на неудовлетворенность своей души, на что юноша, не задумываясь, сказал: тебе надо сходить в церковь! Предложение было, конечно, неожиданное, тем более, что к тому времени считалось, что в церковь ходят только старенькие бабушки. Александр смотрел по сторонам, боясь, что кто-нибудь из знакомых увидит его в храме. Таким необыкновенным способом Господь все-таки привел его в Свой дом. И на первой же службе благодать Божия коснулась его сердца, и он почувствовал, к чему стремится его душа, он понял — это его дом. Так он стал посещать храм Божий, участвуя в таинствах Церкви. Молодого одаренного человека не мог не заметить настоятель храма протоиерей Роман, нынешний митрополит Иларион Донецкий и Горловский. Он предложил ему оставить работу и перейти в церковную кочегарку, на что Александр согласился. Между тем отец Роман уже видел его священником, и поэтому после двух смен в кочегарке приехал домой к Александру и отвез его в Луганск, в Епархиальное управление, где рекомендовал Александра архиерею для рукоположения в священный сан, и владыка благословил его на это святое дело.
Так Александр, пройдя множество переломов в своей жизни. стал священником; к этому времени ему исполнилось 28 лет.
Господь уготовал для него многие испытания. Получив священный сан, он направляется на приход в с. Смоляниново. Добравшись на попутках в село, батюшка начал спрашивать у жителей, где же церковь. Ему показали, куда идти. Какое же разочарование постигло его, когда вместо храма он нашел маленький, старенький домик. Прихожане кое-как приспособили его к богослужению, алтарь был отгорожен материей и занимал площадь 1 м2. Но батюшка смирился, возложив все на Промысл и волю Божию, и начал свое служение.
Дома его поджидало новое испытание. Для родителей, жены и родственников это оказалось большой неожиданностью, даже ударом. Батюшка выдержал и это, а впоследствии своим смирением, своими душеспасительными беседами привел всю семью к вере в Бога и в Церковь.
Став священником, отец Александр все свое свободное время посвящал изучению Священного Писания и святоотеческой литературы, совмещая богослужение с учебой в Киевской семинарии.
С первых дней служения прихожане полюбили его, увидев в нем человеческие достоинства, увидев его веру, его способность проповедовать слово Божие, наставлять и утешать. Паства его заметным образом увеличивалась, и домика, в котором проводили богослужения, явно не хватало. Было принято решение строить новый храм. Заложили фундамент, начали возводить стены. Батюшка помимо богослужения, учебы, окормления своей паствы активно включился в строительство храма. А как можно строить храм без денежных средств? Начался сбор пожертвований у прихожан, но это были крохи для такого строительства, и батюшка, вооружившись словами Ищите и найдете, стучите и отворят вам, просите и дастся вам начал ездить по всей области, по всем предприятиям, по заводам, прося о помощи. И Господь благословил его труды. Храм потихоньку поднимался. Как говорят, судят не по словам, а по делам, и дела были видны, и поэтому многие предприниматели принимали участие в строительстве. Батюшка не забывал попутно ознакомить этих людей со словом Божиим и поэтому многих из них также привел к Богу, к вере в Него.
Воистину это был миссионер. Видя вокруг жизнь полную греха, зла, безнравственности, отец Александр пришел к выводу, что помимо храма, который был тоже своего рода проповедью Евангелия, нужно строить еще и духовный центр, чтобы привлечь больше людей, больше молодежи; построить административное здание, разместить в нем духовную школу, мастерские для иконописи, резьбы по дереву и шитью облачений. Идею поддержали друзья, спонсоры и, получив благословение архиерея, батюшка приступил к ее реализации.
Практически у него не было помощников, и всем приходилось заниматься одному; за каждой мелочью он ездил сам. Но батюшка не унывал; он полностью полагался на волю Божию, и хотя и были искушения, с Божией помощью с ними справлялся, повторяя слова Христа Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а все остальное вам приложится. И он искал Царствие Божие, а Господь давал его семье благополучие.
Построен храм; расписаны стены, блестит золотом иконостас, святые угодники смотрят на нас с икон, призывая к горнему миру. Вот и административное здание стоит возле храма; на первом этаже устроен зимний храм. Красивый церковный двор, колокольня уже с колоколами… Работы еще много…
Все эти заботы, эти великие труды по восстановлению святынь не могли не сказаться на его здоровье. Батюшка много болел, но не обращал внимания на болезни, принимая их как милость Божию, чтобы не гордиться и не превозноситься. За его труды Господь сподобил его трижды побывать на Святой Земле, в Иерусалиме и по всем местам, где в земной жизни Господь наш Иисус Христос проповедовал, творил чудеса, был мучим, распят и воскрес. Для него это была наибольшая награда в этой жизни.
Но вот он узнал, что болеет неисцелимой болезнью; и здесь он благодарил Бога. А прихожан мысль о том, что можно потерять такого наставника, учителя, духовного отца приводила в великую скорбь. Но и на смертном одре он не переставал утешать своих пасомых, близких и друзей, просил только, чтобы они за него молились. И все молились со слезами, просили Господа об исцелении, но батюшка всегда говорил, чтобы к молитве присовокупляли слова: Но обаче не как мы хотим, Господи, а как Ты, да будет вовеки воля Твоя! И воля Божия была в том, чтобы взять его в обители Отца нашего Небесного, в царство вечной славы, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, но жизнь бесконечная.
Когда вспоминаешь отца Александра Светличного, то кажется, что мыслью не охватить всего, что связано с ним. Столько любви, таланта, терпения, сил отдано им за его короткую жизнь, что хватит надолго. Эта ранняя кончина заставляет понимать, что и мы можем в любую минуту оказаться на пороге вечности, и дает возможность отрезвиться от привычек, задуматься над правильностью нашей жизни, увидеть мелочность и суету многих наших попечений, подвигает к молитве.
Многими талантами одарил Господь отца Александра, но самый главный талант — любовь, без которой не может быть христианина и которая так необходима священнику. И мы верим, что эта любовь ходатайствует за него пред Богом.