В Православной Церкви есть таинства и есть обряды, между ними определенная разница. Таинства – это непостижимое уму божественное действие на человека, которое его преображает и делает богоподобным. Действие, во время которого человек и Бог бывают очень близки друг другу. Причем все таинства установлены Богом, о них мы можем прочесть в Евангелии.
Первое таинство, важнейшее для каждого из нас, без которого мы не станем христианами, – Таинство крещения. Многие воспринимают крещение как традицию, как благочестивый обряд, который дает почувствовать себя в национальной культурной среде, но крещение по своей сути не имеет отношения ни к истории отечества, ни к национальности, ни к традиции, ни к культуре, а имеет отношение только к одному: в крещении человек рождается в Боге. Если наши дети принадлежат, как нам кажется, нам – по плоти и крови, по факту их рождения, по тому, что мы их воспитываем, кормим, заботимся о них, мечтаем об их светлом будущем, – то в Таинстве крещения мы отдаем своего ребенка в купель, чтобы он стал ребенком Бога, стал Ему принадлежать. Тем самым мы даем поручительство воспитать этого ребенка в вере, в хранении заповедей Христовых, в благочестии, чистоте, в Евангельской истине. Часто этого мы, к сожалению, не выполняем, но суть крещения именно в этом.
Следующее таинство – Таинство миропомазания, через которое Дух святой подается человеку, зажигает его божественным огнем, через это человек сам начинает стремиться к Богу. Ведь в мире все, что ни есть, стремится вниз: камень ли подбросишь вверх, он упадет, человек ли споткнется, – падает вниз. По законам падшего мира и мы живем. Только одно вещество стремится вверх – огонь, вот такое чудо. И человек, зажигаясь божественным огнем через Таинство миропомазания, через вхождение Духа святого, начинает все время тянуться сердцем к Богу, вверх.
Чтобы огонь горел, нужно какое-то топливо, иначе он погаснет. Так и Дух Божий требует нашей веры, требует нашей воли, требует нашего движения, – в том числе, чтобы мы огонь божественный в себе передавали нашим детям. Через молитву, через исполнение заповедей, через знание Евангельского слова, в котором Господь открывает нам истину жизни. Ведь очень много о жизни мы знаем сами по себе, но что мы знаем? Как денег заработать, как картошку посадить, как машину выбрать, – мы очень хорошо научились действовать по законам мира. А есть еще законы духовной жизни: они не менее важны, а может, и более. И законы духовной жизни так же непреложны, как и материальные.
Мы прекрасно понимаем, что нельзя нарушать законы материального мира: нельзя, скажем, два пальца в розетку сунуть, потому что током шибанет. Но если человек начинает нарушать законы духовной жизни, тоже происходит катастрофа. Мы, не понимая, почему, оказываемся в тупиковых обстоятельствах жизни, не знаем, куда идти, что делать, как исправить то, что случилось. А исполнять законы духовной жизни – значит, жить по тем заповедям любви, прощения, благочестия, благородства, покаяния, смирения, о которых говорит нам святое Евангелие.
Для этого существует еще одно таинство – Таинство исповеди, Таинство покаяния, через которое человек оказывается способным изменить свою жизнь. Кажется, ничего нельзя поменять, а на самом деле можно, потому что Бог приходит к человеку, и человек может прийти к Богу. Причем человек приходит к Богу именно как к своему родителю, как к своему отцу. Не к прокурору, или большому начальнику, или чудотворцу – нет, именно как к своему отцу. Приходит и приносит в сердце своем раскаяние, осознание ошибок, осознание грехов, желание понять, в чем он в этой жизни ошибся и почему он сам ничего сделать не может. И вот, в Таинстве покаяния Господь принимает человека как своего ребенка, и как всякий родитель, который простит своему ребенку любую ошибку, если тот придет с извинениями, Бог прощает нас. И не просто прощает, а еще дает шанс, а еще исправляет то, что исправить невозможно, а еще благодатью своей врачует, исцеляет те раны, которые сам человек нанес себе и своим ближним своими ошибками.
Есть еще Таинство венчания, когда любящие люди получают благословение своего брака, своей любви. И если они стремятся жить по Богу, их любовь не только не угасает, а возрастает. Казалось бы, все в мире должно умереть, люди стареют, у них все из рук валится, а любовь живет и не уменьшается, и делает этих людей едиными даже в Царстве Небесном. Они даже на Небе будут не разлучены друг с другом, вот что делает Таинство венчания.
Следующее таинство – Таинство священства, через которое мужчины, стремящиеся Богу послужить, получают благодать совершать эти таинства, предстательствовать в молитвах за свою паству, учить свою паству, объяснять им слово Божье.
А самое главное таинство Церкви – это Таинство причащения, которое установил Господь во время тайной вечери. Перед своим крестным страданием Иисус Христос с учениками собрался в Иерусалиме в горнице, чтобы совершить пасхальную трапезу, пасхальный ужин, – что до сих пор совершается во всех верующих иудейских семьях. И в конце этой пасхальной торжественной трапезы Христос взял хлеб, благословил его и, преломив, сказал ученикам: «Это тело Мое, за вас ломимое, во оставление ваших грехов». Потом взял чашу с вином, тоже благословил и сказал: «В этой чаше кровь Моя нового завета, за вас изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание, ибо, когда вы будете есть хлеб сей и пить чашу сию, будете возвещать Мою смерть и Мое воскресение». С этого момента в Церкви, после воскресения Христова, в течение всех этих двух тысяч лет, совершается Таинство Тела и Крови Христовых, Таинство евхаристии. На Божественную литургию приносят обычный белый хлеб в виде просфоры, красное вино, – и священник вместе со всем народом Божьим молится Господу о том, чтобы Он послал благодать Святого духа и сотворил хлеб и вино истинным Телом и истинной Кровью Христовой.
Что это? Зачем это? Почему это? Дело в том, что человеку и Богу, на самом деле, очень трудно встретиться: Бог – это существо неописанное, неизреченное, невидимое, непостижимое, везде присутствующее, но абсолютно неуловимое. Бог бесконечный и вечный, Бог всемогущий, Бог… – даже слов человеческих не хватит, нет таких слов, чтобы до конца описать, каков Он, Господь. А человек, в отличие от Него, – все ровно наоборот: человек конечен, грешен, мал, бессилен, неразумен.
Мы все такие: не знаем часто, что делать, не хватает сил на важные вещи, без которых на самом деле мы жить не можем, а хватает на ерунду, которая нас, наоборот, жизни лишает, ничего не понимаем, не знаем куда идти. И вот как человеку и Богу встретиться и услышать друг друга в мире, где произошла страшная катастрофа, называемая грехопадением! Мир, в котором мы живем, – это мир несовершенства. Это мир излома, мир трагичный, мир страдания, мир зла. Апостол Иоанн Богослов так и говорит, что мир лежит во зле. Потому что через грехопадение человек и Бог очень сильно разошлись в разные стороны. Человек отрекся от Бога, человек был изгнан из рая.
Но непреодолимая пропасть оказалась преодолимой, потому что Бог – это любовь, и Он не может эту пропасть стерпеть. Чтобы быть доступному, понятному и видимому для человека, Бог становится человеком. Это главное догматическое учение. Понятие «догмат» кажется таким скучным и сухим, но на самом деле оно говорит об истине, это некая аксиома, знание, данное нам навеки. Итак, для того чтобы человека спасти, Бог принимает на себя всю полноту человеческой природы. Он становится сыном человеческим, он рождается младенцем в Вифлееме. Представить себе это невозможно. Как такой всемогущий Бог, сотворивший все вокруг, маленьким человечком рождается на земле, – бессильным, связанным по рукам и ногам пеленками в холодной ночи, не нашедшем места на земле, поскольку все двери для него оказались закрытыми. И вот таким образом Он приходит в мир для того, чтобы человек и Бог встретились. Не требуя от человека, чтобы он стал святым, а сам становясь человеком, принимая на себя полноту человеческой природы.
А что значит полнота человеческой природы? Не просто внешность человеческую он принял на себя, иллюзорно став видимым, – он стал человеком по-настоящему. С такой же нервной системой, с пищеварением, сердце тоже стучит; потеет, устает, плачет, – об этом написано в Евангелии; у него те же чувства человеческие, но при этом он всецело хранит в себе Божественность, она не становится меньше. Христос – богочеловек, он в себе соединяет божественную и человеческую полноту, для того чтобы достигнуть каждого из нас, каждого из нас коснуться, каждому из нас Себя вручить. И Он это делает, Он это делает и через Свое слово – очень важное слово, которое потом стало Евангелием. Он это делает, беря на себя наши грехи, наши заблуждения, идя на Крест, чтобы умереть, чтобы Своей смертью дать нам вечную жизнь. Более того, через Таинство причащения Он дает нам возможность так близко соединиться с Ним, чтобы и нам досталась Его божественности. Он взял на себя человеческую природу, а нам вручает божественную, вручает через Таинство причащения, под видом хлеба и вина присутствуя там Лично. И когда мы причащаемся Его кровью – значит, кровь Христова в нас течет. Когда мы вкушаем Его тело, – значит, Его Тело становится нашим. Тем самым мы становимся Ему подобными и так с Ним соединяемся, как вообще невозможно представить, как, в общем-то, человек и Бог соединиться не могут. По словам одного из наших святых, «Бог стал человеком, для того чтобы человек стал Богом».
Таинство причащения подается человеку во исцеление души и тела, но главное, для того, чтобы человек и Бог нашли возможность жить единой божественной жизнью. А что такое божественная жизнь? Это свет и милость, любовь и прощение, это жизнь вечная, это те блаженства, о котором мы слышим в Евангелии. И когда вы причащаете своих детей Святых Христовых Таин, то знайте: в этот момент с ними Господь. Но и вы сами готовьтесь причащаться в эти дни, сами старайтесь, чтобы причащение всех вас, всю вашу семью обнимало божественной любовью и благодатью. А когда вы будете с Богом, когда почувствуете, что Господь среди вас пребывает, – никакие вещи вам не будут страшны, поверьте мне, все можно преодолеть, все можно победить.
Фото: www.trinity-church.ru