Прошедшая недавно конференция «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение» ответила на многие злободневные вопросы и, как и положено любому обсуждению, поставила новые. Что бы хотелось заметить по поводу сказанного?
Как правильно сказала Анна Данилова, сейчас время переизбытка информации. Я бы сказал – критического переизбытка. То, на что многие из нас обратили бы внимание, потратили бы часы или даже дни на изучение и обсуждение, сейчас проходит мимо, потому что все мы, за редким исключением, подчинились «клиповому восприятию информации». Настолько много всего стало доступным, что времени на главное осталось совсем мало.
Меняются и приоритеты. Годы, когда пришедшие на тот или иной форум люди всецело посвящали время обсуждению того, что казалось насущным, прошло. Максимум, что делает среднестатистический участник дискуссии – пишет комментарий, затем он крайне редко следит за веткой обсуждения. Те же участники дискуссии, которые принимают активное участие, редко слышат собеседника, разрушая спокойный диалог и «замусоривая» обсуждение.
Об этом хорошо сказал на конференции протоиерей Павел Великанов, приведя в пример ресурс Богослов.ру. Даже такое малопосещаемое место, которым является мой блог, требует премодерации для нефрендов, иначе контролировать активное обсуждение невозможно: переходы на личности, грубость и даже угрозы стали нормой общения даже для тех, кто позиционирует себя как православный.
Вопрос о том, какая должна быть проповедь в интернете, весьма непрост. Есть несколько разных категорий слушателей и читателей собственно пастырских проповедей. И, если один хочет в интернет-версии проповеди увидеть или услышать продолжение того, что он слышит в храме, то другой хочет найти формат, который отличается от храмовой проповеди. Оставим в стороне невоцерковленного пользователя интернета, для него вряд ли будет интересна собственно проповедь. А вот для тех, кто уже нашел себя в Церкви, стоит понять, что классический вариант проповеди совсем по-разному звучит в храме и из динамиков компьютера. Только если вы знакомы со священником лично или же в процессе продолжительного заочного общения, можно воспринять его слово, сказанное в храме и републикованное в сети.
Специализированная проповедь, изначально рассчитанная для интернета, должна быть сказана, как и говорит Анна Данилова, с учетом аудитории и в ней обязательно нужно воздерживаться от оценок и обличений, которые спровоцируют отторжение.
Печально, что многие из священников, которые являются замечательными проповедниками, редко записывают свои проповеди, тем более, что возможности их публикаций сейчас, когда несколько российских подкаст-провайдеров прекратили свое существование, несколько ограничены.
Елена Жосул рекомендует с ответственностью относиться к интернету и ограничивать время, проведенное в сети. Несомненно, это замечательный совет но, боюсь, он останется «гласом вопиющего в пустыне». Раньше для того, чтобы войти в интернет, требовалось, как минимум, сесть за компьютер. Теперь же огромное количество гаджетов позволяют это делать в любое время и в любом месте. Остановить этот процесс невозможно, особенно для новичков в сети, не совсем осознающих опасность «виртуальной жизни».
Пережившие массу серьезных болезней, как физических, так и душевных из-за ночей, проведенных за компьютером, теперь научились дозировать свой интернет-досуг. Новое поколение набьет свои шишки на этом поприще, но, так как им предоставлено больше технических возможностей, то, как мне кажется, зависимость от сети у них разовьется в большей степени. Может быть, духовникам пора задуматься о том, чтобы задавать вопросы своим духовным чадам по поводу их активности в виртуальном мире?
Проблеме лидерства оказала немало внимания в своем докладе Наталия Лосева. Увы, но часто образ проповедника, пастыря, богослова, который формируется вследствие знакомства с ними в интернет-пространстве, далек от реальности. И, поэтому получается, что человек сначала «очаровывается» той или иной личностью, а затем его ожидает горькое разочарование.
Интернет открыл для многих практически ничем не ограниченные возможности, но не все из тех, кто стал лидером в виртуальном мире, могут объективно оценивать степень ответственности. Думаю, что в данном направлении важно контролировать публичную деятельность всех, кто занимает нишу лидеров в орторунете. Тем более, что соответствующие ресурсы у Церкви имеются. Главное, чтобы контроль не превратился в инквизицию в широком понимании этого слова – виртуальный религиозный лидер должен знать, что ему готовы помочь, а не репрессировать за малейший «выход за флажки».
Отдельно хотелось бы сказать о возможности принимать записки для молитвы в храме, о котором в завершение доклада сказала Наталия Лосева. Так как я стою у истоков этого сервиса, хотелось бы обозначить свое видение проблемы.
Во-первых, не должно существовать никакой фиксированной или просто обязательной платы за молитву. Можно предлагать внести пожертвование, но нельзя ставить это непременным условием исполнения требы. Это вопрос этики. Если мы, христиане, бескорыстно молимся друг за друга, то почему записка, прочитанная в храме, должна быть чем-то иным?
Что же до возможности принимать подобные записки, то я не вижу никакой необходимости в том, чтобы запрещать такой метод просьбы о молитве. Конечно же, это никак не должно подменять посещение своего приходского храма, но как дополнение, особенно в ситуации, когда храм посещать нет возможности, это прекрасно. Писали же мы в пору юности записки в Почаев и Троице-Сергиеву лавру, отправляя их с паломниками. Чем интернет-записка принципиально отличается от бумажной? Да ничем!
Вообще же, множество обсуждаемых тем, действительно, ставит больше вопросов, нежели дает ответы. Хочется верить, что процесс, запущенный данной конференцией, принесет свои плоды. Интернет стал частью нашего мира, причем для многих – доминирующей частью. И присутствие Церкви в виртуальном пространстве, от иерархов до мирян, должно перестать быть безответственным и бесконтрольным. В первую очередь верующие должны привыкнуть к постоянному самоконтролю. Ведь многие, общаясь с нами, как сказал Владимир Легойда, могут отложить гаджет и обратить свой взор к реальным людям и кирпичным храмам. А могут, судя по нам обо всем Православии, навсегда остаться вне Церкви Христовой.