Протоиерей Андрей Ткачев: Что хорошего в посте?
Пост дает мне, например, надежду. Когда доживаешь до поста, у тебя появляется яркая надежда, что все будет хорошо. Я чувствую некоторыми фибрами своей души, что в это время в мире многое меняется. Худо-бедно, но многие люди становятся на колени перед Богом и говорят: «Прости меня!», «Слава Тебе, а меня прости!». Это чувствуется.
В это время чувствуешь, что не все пропало, не все потеряно. Человеку пост дает надежду. Пост определяет цель: впереди Пасха, впереди Христос воскрес и ожидает тебя, и гроб Его пуст. Пост дает смысл жизни, заостряет многие вещи, отсекает лишнее, «сбивает бантики», оставляет самое важное. Это первое.
Чисто по жизни, так сказать, по-простому, пост дает вкус к жизни. Когда ты от себя отнял что-то, это как «купи козу, а потом продай козу» – и твоя однокомнатная квартира превратится в дворец после продажи козы. Сначала она превратится в ад с покупкой козы, а потом после продажи превратится в рай. И все будет хорошо, действительно. Просто-напросто ты себя утеснишь немножко, не дашь себе поесть, или поспать, или попить.
Вот не пей с утра до вечера, а потом возьми и вечером выпей два стакана минеральной воды, и она окажется очень вкусной. Даже из крана напейся, и в кране тоже при жажде будет вкусная вода. Это будет настоящее удовольствие. Если постящиеся люди воздерживаются в супружеских отношениях, это скрепляет семью, порождает взаимную тягу, жажду, любовь настоящую. Переводит её в другой план. И потом, воздержание рождает небывалую нежность между супругами.
Итак, пост дает надежду, смысл, потом – вкус к жизни. Просто к жизни, к погоде, к свежему воздуху, к легкому ощущению себя, не объевшегося, не еле ползущего, заспанного, а бодрого, облегченного.
Пост помогает меняться. По крайней мере, дает надежду на перемены. Многие говорят: Принимайте меня таким, как я есть. Но это ложь! Человек не должен быть таким, каким он есть. Он должен быть лучше. Он обязан быть лучше. И он обязан хотеть быть лучше. Пост дает человеку возможность стать лучше, если он этого хочет. Это третье.
Четвертое. Пост дает живое ощущение, что не я один. Человека должно несказанно радовать, что в это же время во всем мире – в Греции, Америке, Японии, Латинской Америке, Австралии, Северной Африке, Южной Африке и других частях света есть довольно много людей, которые тоже постятся, как я сейчас. Постятся ради Господа, потому что они Его любят.
Многие строго постятся, потому, что сильно любят Господа. Я не один такой, нас много. И праздники, когда мы празднуем, тоже должны человека радовать. Я сейчас тут помолился, порадовался, попел, поплакал ради Христа, а сейчас будет обед, вечер, потом я спать лягу, а в это время в Америке православные проснутся, и у них будет то же самое с разрывом в десять часов. Меня это радует. Пост дает мне ощущение того, что я не один, что нас много, и мы все постимся, а потом мы все вместе будет праздновать Пасху. Это меня держит на свете буквально руками, как мама в детстве.
Есть еще много разных вещей, которые пост дает, которые я назвать не могу, поскольку не чувствую их по причине черствости своей.
Пост очень богатый. Пост гонит врага от человека. Когда беда приходит к человеку или к народу, то древние книги говорят: назначьте пост, объявите собрание. Хватит есть, пить, и веселиться. Начните молиться, перестаньте есть, сядьте во вретище, посыпьтесь пеплом, плачьте и рыдайте. «Смех ваш обратится в плач, а радость в печаль». Глядишь – послушались, начали, и враг ушел, и беда отошла, и бедствие отступило.
Так было с Ниневией, так сказано в книге Иоиля, так было и в других местах. Господь Иисус Христос говорит, что на беса нет другого оружия кроме поста и молитвы.
Мир и так беснуется, потому что не молится и не постится. Но еще кто-то молится и кто-то постится, поэтому не весь мир беснуется. Если же мы совсем молиться и поститься перестанем, то жизнь станет просто бесноватой, и лицо поколения станет собачьим.
Так говорит древнее предание. Для того, чтобы лицо поколения собачьим не стало, нужны тоже пост и молитва. И это мне понятно, бездоказательно понятно. Без логических доказательств, разумеется.
Со временем отношение к посту меняется. Ведь в какие-то годы тяжелее, например, не есть, в какие-то тяжелее не спать, в какие-то годы тяжелее держаться в супружеском воздержании, в какие-то годы не хочется молиться, а в какие-то годы уже не хочется ни есть, ни спать, а только молиться, молиться, молиться. Мне кажется, чем больше человек живет, тем больше ему хочется этой радости, этой весны для души. И с годами мне пост нравится все больше.
Записала Лариса Бойцун
Видео: Владислав Грабенко