Протоиерей Димитрий Климов: Почему мы ответственны за теракты
«Вы — род избранный, царственное священство, народ святой» (1 Петр. 2:9), говорит апостол Петр в своём соборном послании обо всех христианах. То есть, на всех христианах, на всех крещенных людях фактически лежит такая же обязанность, как на священнике. А главная обязанность священника — предстательствовать перед Богом, совершать службу, молиться. И все священники это очень хорошо понимают, осознают. Если священник пропустит службу без серьезной уважительной причины, ситуацию будут разбирать со священноначалием.
А какая ответственность у мирянина? Сейчас в Церкви возникло разделение между мирянами и священниками. Мирянин — это, получается, человек, от которого ничего в Церкви не зависит, который хочет — придет на службу, не хочет — не придет, пропустит, если ему почему-то неудобно, не хочется. В итоге воскресное богослужение посещают примерно один процент крещеных православных христиан – это мы подсчитали у нас, в Калаче. Думаю, в Москве ситуация глобально не отличается.
А теперь посмотрим на те слова, которыми мы молимся на богослужениях, вспомним мирную ектению: «Миром Господу помолимся». О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся. О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся. То есть, христиане молятся соборно обо всех, а не каждый – о своих нуждах, о своих проблемах. Хотя у многих складывается впечатление, что на богослужение каждый приходит со своими бедами, неприятностями, болезнями и каждый что-то свое, о чем-то своем просит. То есть, вот стоят 200 человек в храме и каждый говорит: «Господи, дай мне вот это», «Дай мне и моим родственникам здоровья, счастья, благополучия» и так далее. Но на самом деле мы молимся не только о своих нуждах, мы молимся за весь мир, — каждый из предстоящих на службе людей.
Мы молимся о церковных начальниках, о нашей стране, о властях, о воинстве ее. Дальше, мы молимся о городе, том, в котором мы живем, обо всех людях, которые в этом городе живут. Мы молимся даже о хорошей погоде, чтобы был хороший урожай, чтобы в экономическом плане все было в порядке. Следующее прошение — о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных. Фактически своей молитвой мы объемлем нужды людей всего мира.
Но получается, что только один процент православных христиан, этого «царского священства», приходит в храм, об этом молится, предстательствует перед Богом за все нужды, за всех страждущих, путешествующих, плененных. А остальным 99 процентам, выходит, все это не очень и нужно.
Так что, возможно, Господь Бог смотрит на нашу церковную общину и говорит: «Я слышу, о чем вы Меня просите, но, видимо, вам это не так нужно, если просит всего один процент из ста процентов крещеных». И вот мы молимся, чтобы Господь сохранил мир, а все равно происходят трагедии, катастрофы. Дело не в том, что мы молимся мало, а в том, что самих молящихся очень и очень немного. И поэтому Господь и не дает по нашим молитвам того, что мы у Него просим.
И поэтому, когда происходят какие-то трагедии, беды, катастрофы, теракты, каждый человек должен ощутить свою ответственность в этом, свое нерадение в соборной молитве. Мы-то думаем, что мы только за себя должны молиться, а на самом деле — за многих других людей. Забываем, что мы, вместе с крещением, принимаем на себя определенные обязанности, обещаем Богу веровать по-христиански, жить по-христиански. Но, кроме того, мы берем на себя обязанности «царского священства» — молиться за весь мир. И мы эти обязанности не выполняем.
Записала Оксана Головко