Протоиерей Димитрий Климов: Поводов обижаться и переживать у нас полно и без Олимпиады
Я, конечно, понимаю, что сейчас испытывают спортсмены, ведь многие из них всю жизнь посвящают тому, чтобы участвовать в соревнованиях подобного уровня. Им обидно, причем бывает виноват один, а наказаны все. С другой стороны, должна быть и мера коллективной ответственности.
Современный олимпийский спорт к физкультуре относится мало, это больше не забота о здоровье, а растрачивание здоровья, использование резервов человеческого организма в неправильных целях. И если говорить о допинге, всем здравомыслящим людям понятно, что почти все рекорды достигаются в том числе «правильным» подбором разных химических средств.
Только речь о разной степени разрешенности, и появляются новые препараты, которые не внесены в каталог запретов. Главное успеть, пока его не запретили, а дальше разрабатывать новое вещество. Так что сейчас это не только соревнование мышц, методик тренировок, но и соревнование фармацевтических разработок. Мы в нем, получается, проигрываем.
Есть поводы обижаться на самих себя
Что касается реакции общества, тут есть такая особенность: с одной стороны мы не очень физкультурно развиты, у нас нет традиции делать зарядку, заниматься для здоровья собственным телом, с другой — мы очень любим наблюдать, как другие занимаются спортом, чаще всего по телевизору. Так что и болельщикам – обидно.
Но у нас есть и масса других поводов обижаться, только вот конкретных виноватых найти уже не так просто – это не кто-то конкретный, как в случае с играми.
А здесь мы вроде бы обижаться должны сами на себя – за состояние нашей экономики, за проблемы в медицине и образовании, за состояние наших дорог, еще много за что.
Мы же обижаемся на то, что на нашей жизни никак отразиться, в принципе, не может.
У нас в Волгограде будут проходить матчи Чемпионата мира по футболу, и потому у нас построили стадион, некоторые дороги подлатали, но многие говорят, что это декоративно, ненадолго. Что будет после Чемпионата? Работы в городе почти нет, мы самый бедный «миллионник» в стране: по общей статистике, по опросам Волгоградская область – очень депрессивная. И если сейчас, в связи с Чемпионатом мира деньги в регион идут, что будет после – неясно. Работы нет, заводы закрылись, молодежь находится в бесперспективном состоянии.
Да, в профессиональный большой спорт вкладываются огромные средства. За какие-то несусветные деньги перекупаются футболисты и тренеры. Но народ это принимает потому, что слышит объяснения – это деньги частного большого бизнеса. Всем хочется надеяться, что это не деньги государства. Ведь когда надо найти деньги на лечение, мы собираем их всем миром….
Одно дело, когда мужики решили в футбол поиграть во дворе себе в удовольствие, а другое – когда другие мужики делают практически тоже самое, но при этом люди знают, что вот этот получает столько-то миллионов, а этот столько-то.
Так что поводов обижаться и переживать у нас гораздо больше. Но это все вещи сложные. А ситуация с Олимпиадой – простая. Когда наступили на твой имидж, на твое самолюбие, подвергли сомнению твою исключительность, это очевидно, и на это сразу хочется обижаться.
Главное состязание христианина — с самим собой
Не знаю, почему мы, верующие, так реагируем на события, связанные с Олимпиадой: Олимпийские игры по своей сути с христианством не очень-то сочетаются. Да, физкультурой заниматься и заботиться о собственном теле – нужно. Но Олимпийские игры не совсем об этом, они – языческого происхождения, и направлены на то, чтобы выявить самого сильного человека, что демонстрировало культ физической силы.
Если придавать чересчур большое значение спортивным достижениям, получается, что в нашем мире работают животные законы жизни.
Как в дикой природе оставлять потомство может лишь тот самец животного, который физически победил в боях противников, так и в этом мире главное — лишь физические достижения.
Христианство говорит, что эта борьба должна заключаться не в том, что человек состязается в каких-то физических качествах с себе подобными, а в том, что он состязается сам с собой, ведет внутреннюю брань со своими страстями. И вот таким образом он тоже становится атлетом, — это образ апостола Павла.
В западноевропейской философии есть такое понятие как «холостые машины». Это такие сообщества, которые создаются для того, чтобы энергию собирать и потом ее канализировать, распускать вхолостую. То есть объединять людей не для того, чтобы достичь каких-то результатов, а просто, чтоб их обессилить, обескровить, то есть энергию, которая в них есть — удалить. И самый очевидный пример такой вот холостой машины — спорт. Спортивные состязания тоже объединяют людей в огромные стадионы, в огромные телевизионные аудитории, но вот для чего?
Кстати, в 1980 году Америка, как и некоторые другие страны, бойкотировали Олимпиаду в Москве. Может быть, нам лучше сейчас тоже не стенать, а гордо и спокойно сказать: «Ну не очень то и нужно!»
Записала Оксана Головко