«Не берусь оценивать сказанное Папой Римским Франциском и прогнозировать последствия, но я убежден, что руководствуется он милосердием, а не популизмом, и цель его — привести к покаянию, а не дать повод считать аборт незначительным грехом. Не будем забывать, что его Послание, в рамках которого дается это разрешение – это документ внутрицерковный, подразумевающий «по умолчанию», что расширение возможности отпущения греха – не основание для легкомысленного и формального к нему отношения.
Предполагается, что адресаты Послания знают: необходимым условием для прощения греха является не одно только его исповедание Богу при священнике и сожаление о содеянном, но внутреннее покаяние, т.е. внутренняя перемена кающегося. А значит, расширение полномочий священников – не повод считать, что аборт – «бытовуха» на уровне «сорваться и нахамить». Напротив, эта мера вызвана массовостью явления и необходимостью оперативно реагировать на его отдельные случаи, чтобы приводить грешников к покаянию, пока они не зачерствели в своем состоянии, пока не ожесточились, привыкнув к нему и пока не уговорили себя, что в этом «ничего особенного». Это шаг навстречу падшим, но шаг, напоминающий о том, что грех – это падение и падение калечащее, а не повод расслабиться и относиться к своему состоянию как к чему-то естественному. Это расширение возможностей священников помогать падшим вставать, но помогать не для того, чтобы им было удобней и спокойней падать в дальнейшем, в расчете на то, что их бросятся поднимать и «дуть на ранку», а чтобы они, встав, лечились не только от последствий падения, но в первую очередь от того, что к падению привело.
Аборт – это убийство нерожденного ребенка. Это делалось во все времена, но только, начиная с ХХ в., о сути этого действия как убийства забыли, и к аборту по большей части стали относиться как к медицинской операции, нежелательной в силу сопряженных с ней рисков, но не более.
Ребенка, начинающего жить в своей матери, рассматривают как составную часть ее организма, но это не так. Даже на самых ранних сроках ребенок – не рудимент, как бы и кому его появление на свет не представлялось нежелательным, в силу каких бы то ни было обстоятельств. С момента зачатия он – человек, и никто морально не вправе прерывать его жизнь. Но проблема не только в совершаемых абортах, а в греховном искажении сознания, которое к ним приводит.
Расширяя полномочия священников, Папа Римский, по всей вероятности, надеется повысить их возможности трудиться над выправлением в людях мировоззренческого вывиха, выражающегося в убежденности, что родители вправе решать за своих детей, жить им или умереть.
Дай Бог только, чтобы этот акт милосердия не был превратно истолкован, и новое зло не оказалось горше первого».