Протоиерей Кирилл Каледа: Наши драматурги всегда хотят добавить в спектакль какую-то «жареную» сцену, касающуюся священнослужителей
Сложно давать комментарий, не зная конкретного текста спектакля, не видя текста этой сцены, в которой блаженная Ксения Петербургская обличает священника и его жену. Конечно, не нужно перегибать палку, мы знаем житийные примеры, когда святые, не имеющие сана, иногда обличали священнослужителей.
С другой стороны, наши драматурги всегда хотят добавить в спектакль какую-то «жареную» сцену, касающуюся священнослужителей. Император Константин, когда его спрашивали, что он сделает, если увидит священника, впавшего в грех прелюбодеяния, отвечал, что накроет этого священника своей императорской мантией, чтобы этого позора больше никто не видел. Хорошо бы и нам иметь такое же отношение, но мы очень любим поднимать подол там, где не надо. Нам так веселее жить.
Известно, что на протяжении 19 века самые распространенные анекдоты были именно о духовном сословии — сколько мы знаем историй, сказок, в том числе сказку Пушкина «О попе и работнике его Балде». А в результате, в годы Революции, в годы гражданской войны и смуты, именно духовное сословие повело себя самым достойным образом. Да, были представители, которые сняли с себя сан, ушли в обновленчество и т.д., но в целом, ни одно сословие не оставалось настолько верным долгу, присяге, как духовное. Священников вешали, уничтожали, а они были верны и Богу, и Родине.
Конечно, авторы этого спектакля про блаженную Ксению просто хотели показать свое отношение к священнослужителям, где-то их, видимо, задевало духовенство как таковое. Поэтому они посчитали необходимым добавить эту ложку дегтя.
Наверное появление подобных сцен, это не повод убирать их из спектакля, писать жалобы. Пусть тогда подадут жалобу на Е. Поселянина, который, описывая духовенство начала 18 века, рассказывал, что у келаря Троице-Сергиевой Лавры были запонки стоимостью по 10 тысяч рублей. Никакие «поповские мерседесы» не сравняться с этими запонками для тапочек.
И с другой стороны, мы всегда помним, что в это время, о котором пишет Поселянин, жил святитель Митрофан Воронежский и многие другие подвижники. Не в этих же запонках заключалась истина христианства.
Конечно, подобные жалобы выглядят странно.