— Очень многие из нас практически всю свою жизнь проводят в интернете, за телевизором, читая новости, комментарии и обсуждения их в соцсетях. И этой свалкой (пусть никто не обижается – на свалке можно найти и много полезных отходов) определяется наше сознание и наши политические убеждения. А не Словом Божиим, как должно быть! Кроме того, если в живом общении человек обычно сдерживается, то, сидя в интернете, где – как ему кажется! – он скрыт и неуязвим, он смело (точнее, дерзко) продвигает свои ложные ценности и злобу. Конечно, для христианина нет никаких оснований питать злобу к людям иной национальности.
Во-первых, по Христовой заповеди, мы должны всех любить, даже врагов. А во-вторых, даже по-человечески, если рассудить, разве что-то изменилось от того, что кто-то там отдал приказ, пусть даже совершенно несправедливый, сбить самолет? При чем здесь турецкие работяги, которые приехали в Россию, их жены и дети? Ведь можно посмотреть на ситуацию иначе. Если бы русская женщина вышла замуж за православного турка или сотрудника посольства, и семья поехала бы в Турцию, начала водить детей в турецкую школу, так как другой нет, а там их детей стали бы травить, потому что они русские, то как бы мы смотрели на это. Говорили бы, что турки правы?
В определенных кругах действительно люди считают, что все должны друг друга ненавидеть, но это совершенно не христианский взгляд. Даже близко ничего нет христианского. А потом, если уж ты так настроен воинственно, то поезжай ловить террористов куда-нибудь в Ирак или Сирию и там воюй с ними, раз такой герой. Но нет, легче найти мальчика или девочку 12-ти лет в русской школе и над ними издеваться.
Это даже с точки зрения обычной, дохристианской европейской морали — низко. Дело просто позорное.
— Получается, что родителям, обществу навязывают такое отношение, и все сразу почему-то подчиняются ему?
— Потому что правой веры нет, и своих убеждений, соответствующих вере, тоже нет. Есть обычные низменные инстинкты. Поэтому, когда все вокруг начинают кричать «Ату, турки-турки!», человек и сам начинает кричать то же самое. Человек действует автоматически, а не по-человечески. Действует инстинктивно, а не разумно и, тем более, не духовно. Как животное, но спрос-то с нас больше, чем с животных. Даже если человек не верит в Бога, разум-то у него есть. А тем более христиане должны жить по-христиански.
Потом, одно дело, когда человек насмотрелся телевизора, начитался интернета, накачался всякой злобы, но потом опомнился — на иконы посмотрел и вспомнил, что Бог есть. Взмолился: «Господи, прости меня грешного!» и попытался сделанное зло исправить. А другое, когда люди считают, что подобное поведение, травля — это хорошо. Это уже за пределами христианства и ничего кроме вреда ни самому травителю, ни всей нашей стране не приносит.
Правильная установка православного воина – когда ты находишься на поле брани, нужно сражаться, применять оружие. Фёдор Ушаков одержал множество побед и не потерпел ни одного поражения. Ясно, что в этих сражениях гибли люди — и русские моряки, и турки, и французы, но как относились русские к бывшим врагам не во время сражения? Даже к пленным, людям, которые только что держали против них оружие в руках? Наши русские воины, во время войны с французами, выкупали у турков пленных французов, чтобы те их не убивали. Вот установка православного воина — на поле брани он грозен, а в мирное время с состраданием относится к сопернику.
А тут получается не воины, а просто ребятишки, которые обсмотрелись интернета и обчитались комментариев. Такие люди заслуживают сожаления, а их поступки – осуждения.
— Такая подозрительность в обществе к людям других национальностей к чему может привести?
— Зло порождает зло. И подозрительность здесь не при чем. В чем подозревать этих детей, у которых отец турок, а мать русская? В чем подозревать семью, которая давно живет в России? Что отец агент ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ — Ред.)? Это просто злоба в чистом виде, а никакая не подозрительность. Подозрительность была бы оправдана, если бы допустим человек с неясной биографией приехал из Турции, работал гастарбайтером на стройке, еще и незаконно, а вдруг захотел перейти на ответственную должность, связанную с государственными секретами или оружием. Здесь действительно можно не доверять. Но причем здесь школьники, дети?
Просто люди, ничем не рискуя, хотят почувствовать себя сильными. Десять человек бросились на одного, каждый ударил и почувствовал себя сильным. Обычное греховное поведение толпы. Если человек верующий, он должен каяться в таком поведении.
— Такое воспитание на злобе к чему ведет?
— Какой-то временный эффект злоба может давать только во время войны, когда солдат специально накачивают: «не забудем – не простим», «папа, убей немца» и прочие слоганы. Это тоже грешно, и есть документальные факты издевательств во время войны над мирным населением, но здесь есть хоть какое-то человеческое объяснение – шла война, и люди видели, как погибали их товарищи, родственники, разрушались города, горели деревни. Там люди хотя бы жизнью рисковали, сами гибли, они имели мало-мальское оправдание своей злобе.
А сегодня-то оснований нет, есть только интернет, где люди перебрасываются злыми словами и разжигают злобу на пустом месте.
В Священном Писании сказано, что Бог ненавидит «Убога горда, богата лжива и стара прелюбодея» (Сир. 25, 4). То есть всякая гордость греховна, но когда богатый гордится у него хотя бы есть соблазн — все его богатства. А если ты бедный, то чем же гордиться? Потом, если бедный с голодухи булочку украл, это плохо, но понятно, что соблазн был, а если богатый, у которого все есть, пускается в какие-то авантюры, это не имеет оправдания. И одно дело, если прелюбодействует молодой человек, которого плоть захлестывает, а другое, когда старик, которому уже ничего не нужно, себя разжигает.
Вот примеры для сравнения. Так и сегодня. Когда на войне озлобленные, исстрадавшиеся, измученные солдаты впадают в злобу и преступления – плохо, но еще хуже, когда ничего не потерпевшие и не страдающие люди начинают травить себе подобных от сытости и от обалдения интернетом.