Вещи, которые обязательно нужно успеть в жизни — протоиерей Николай Соколов
Зачем был создан Адам
Мир Божий многообразен, прекрасен и, увы, человеком искажён.
Когда Господь сотворил человека, он поселил его не на земле; для жизни на земле чего-то в человеке не хватало. А в Эдеме – саду, который Бог создал для человека – не было смерти. Эдем был радостен, и там Адам познавал мир.
Для чего же Бог создал человека? Один из переводов слова «Адам» – «эдом» – подставка подо что-то. Таким образом, человек создан как соправитель Богу. Неслучайно сказано: «Вам уготовано царство».
Но Адам своего предназначения не исполнил.
Теперь мы живём на земле. И сказано: «Тернии и волчцы произрастит она тебе». Это сказано не только о тяжести труда на земле: не прополол – и картошки тебе не видать. «Тернии» – это ещё и страсти. Только кажется: свободен от семьи, освободился от всех препятствий — ан, что-то к тебе цепляется.
У нас в душе остался свет Эдема, воспоминание о чём-то хорошем, и поэтому жить на земле нам очень тяжело. Но главное – найти мир в себе, в своей душе.
Как жить в мире
Жить в мире можно, нужно и должно. Жить можно по-разному, но нужно выполнять своё предназначение – по возможности преобразовывать этот мир.
Жить в мире сложно, потому что он поражён смертью. Но мы должны помнить, что смерть для нас уже побеждена, над нами она не властна, она – просто переход в иное состояние. Но, совершая любые действия, мы должны помнить, что рано или поздно предстанем перед вечностью.
С другой стороны, у монахов есть такая шутливая пословица:
Келья – гроб,
Дверью хлоп!
Сижу – спасаюсь,
Ни с кем не знаюсь.
Мы должны помнить, что живём не для себя – рядом с нами есть наши близкие, разные люди, которые нам посланы. Мы и живём для тех, кого видим сейчас. Правда, часто мы любим других людей меньше, чем себя.
Вот, например, с вами мне общаться просто и комфортно, а однажды мы были на Пресне в пересыльной тюрьме. И вот я сижу, разговариваю с заключёнными и ловлю себя на мысли, что мне беспокойно; думаю, а вдруг кошелёк пропадёт. В общем, грешу.
Потом, конечно, я себя пересилил, и слова нужные тоже нашлись, но было очень тяжело.
Вообще, очень важно в нашей жизни найти человека, которого мы могли бы любить. И речь здесь не только о супруге, но о людях, которыми мы могли бы восхищаться, воспринимать их как некий идеал.
Нужно в жизни сделать кого-то счастливым, утереть хоть одну слезу, подать хоть стакан воды бескорыстно.
Мы ведь как часто в жизни общаемся. «Ой, вот идёт человек, вот сейчас будет что-то спрашивать. Ой, а можно мимо пройду?»
Примеры бескорыстной любви
В жизни я видел всего нескольких людей, которые умели любить бескорыстно. Одним из примеров такой любви был митрополит Антоний (Блум).
Бывало, перед ним сидишь, а он смотрит на тебя так, как будто готов прижать к своему сердцу. И ты думаешь: «Владыка, да я ж Вас раза два в жизни видел».
Помню, ещё в хрущёвские времена митрополит Антоний приезжал и собирал молодёжь на квартире одного из священников. А суть дела была в том, что тогда никаких проповедей никто не говорил. Максимум, что может сказать священник с амвона: «Вот, сегодня мы прослушали такое-то Евангелие, поздравляю всех с праздником». Но духовных бесед, наставлений – такого не было.
И вот на встрече с владыкой мы собирались часов в девять-десять вечера – после работы. Говорили о духовном, он отвечал на какие-то вопросы. Бывало – оглянуться не успеешь – четыре часа утра. Квартира битком набита народом, никто не спит.
И он никогда никому не отказывал. Бывало, устанет смертно, тогда только скажет: «А давайте встретимся завтра, и отвечу на все Ваши вопросы».
Ещё одним значимым для меня человеком был протопресвитер Виталий Боровой.
Помню, на его лекции мы ходили, как на хорошее кино. (Я, правда, в кино много лет не был, но раньше бегал – было интересно). Лекции он читал редко, поэтому ему освобождали сразу четыре-пять часов, и он за пару дней начитывал курс. И помню: он начинал говорить, как будто перед ним проходила схема – города, лица, даты.
Он стал протопресвитером и начал проповедовать в Елоховском соборе, причём часто особо общался с молодёжью, народ часами к нему стоял. Власти этого не потерпели, и, конечно, через какое-то время из Елоховского его убрали.
Причём отец Виталий был всегда невероятно скромным человеком: когда упоминали его учёную степень – доктор богословия, – он тут же говорил: «Ну какой я доктор? Я – фельдшер богословия.
Ещё один человек, о котором я часто и светло вспоминаю, – протоиерей Всеволод Шпиллер. Он также связан был с заграницей – некоторое время жил в Болгарии. Когда же он появился в Москве, его поставили служить в храм Николы в Кузнецах. Приход там был простой – рядом Павелецкий вокзал. А вслед за отцом Всеволодом туда потянулась молодёжь.
Какие у него были проповеди на Пассии. Ах, какие же слова он употреблял – «трансцендентный», «имманентный». Да за такими словами как в словарь не залезть! Благодаря его молитвам сейчас существует Свято-Тихоновский университет.
Ещё одним знаменитым проповедником был протоиерей Димитрий Дудко.
У него на Преображенке проповеди были вечерние, и после них он отвечал на вопросы. Потом записки с новыми вопросами соберёт – и назавтра опять отвечает.
Его мотали по Москве из храма в храм, потом кинули в моё родное Гребнево. Арестовали, реабилитировали, потом заставили публично каяться…
Вот это примеры человеческого служения.
А ещё мы всё время должны помнить царя Соломона. Когда у него было всё – царство отца, богатство – он попросил у Бога мудрое сердце.
***
В финале встречи протоиерей Николай Соколов ответил на несколько вопросов из зала.
– Как Вы пришли к Богу?
– Я к Нему всё ещё иду.
Я воспитан в христианской семье. Отец у меня – священник в пятом поколении. Так что родился в христианстве, воспитан в нём и другого пути просто не представляю.
Конечно, охлаждения были. Помню, в юности был такой момент: чувствую, мне не хочется идти в церковь.
У нас напротив дома был клуб, там крутили кино. Было Преображение, надо идти на всенощную, а на клубе висит афиша – «Крестоносцы» по Синкевичу. Ох, как же я тогда бежал обратно из храма в клуб! Правда, билетов уже не было, пришлось смотреть стоя в щёлочку двери. А ещё по дороге я так упал, что разбил все коленки – так спешил и Богу угодить, и кино посмотреть.
Правда, могу сказать, что на моём священстве отец никогда не настаивал. Я окончил школу, был даже в пионерах (в комсомол мы не вступали, потому что там ты уже взрослый, и сам решаешь), окончил консерваторию, работал в ансамбле у Клавдии Ивановны Шульженко.
А потом, поскольку в семье было уже двое детей, надо было определяться с работой. А тут как раз в Патриархии появилось место референта, а Патриарх знал моего отца. И вот, помню, он меня спрашивает: «А какие у Вас планы? Ну, поработайте у нас годика два». А получилось – двенадцать лет.
– Есть такие мусульманские секты, которые уничтожают людей, могилы пророков. Как мы можем им противостоять?
– А как бы Вы отнеслись к крестоносцам – людям, которые шли и грабили с крестом на плащах? Ими были разграблены и Константинополь, и Афон. И подобное было всегда и во все времена.
Давайте даже не будем говорить о ваххабитах – мы с вами сейчас наблюдаем, как христиане уничтожают христиан, и все они крещены в водах Днепра.
Любому проявлению зла мы можем противопоставить только мир в своей душе, и это сильнее ответного залпа по врагам.
А вообще – не смущайтесь. Мир катится к своему концу, только сроков этого никто не знает. И люди начинают цепляться за всякие внешние мелочи – например, за три шестёрки на штрих-кодах.
А, кстати, знаете, откуда появилась эта цифра? Впервые шестьсот шестьдесят шесть сикелей упомянуто в Библии как вес золота, которое Соломон потратил на строительство храма. То есть, так обозначено просто золото.
– А как следует относиться к царебожникам? Ко всяким людям, которые считают, например, что Сталина и Грозного надо канонизировать?
– Нет, Грозного канонизировать нельзя, о его массовых казнях осталась масса свидетельств.
Другое дело, что у нас есть масса благочестивых апокрифов. Например, о том, что Иван Грозный убил своего сына. А на самом деле знаменитая картина Репина – вовсе не о царе Иване. Она написана в 1905 году как предупреждение Николаю II – начнутся массовые казни – и вот на кого он будет похож. [1]
Кстати, императора Николая II мой дед видел, когда юнкером стоял в карауле Зимнего Дворца. Простой человек, очень нервный, курил много. И канонизировали его сейчас не за правление, а за мученическую кончину.
[1] На самом деле картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» была написана в 1883-1885 годах. Одним из впечатлений, которые подтолкнули Илью Репина к историческому сюжету, считается покушение народовольцев на царя Александра II в 1881 году, в результате которого царь погиб.
То, что Иоанн Иоаннович погиб именно от руки собственного отца на сегодняшний день действительно считается недоказанным. (Примечание Правмира).
Фото: Ефим Эрихман
Видео: Виктор Аромштам