После продолжительной тяжёлой болезни 13 апреля 2009 года отошёл ко Господу настоятель прихода Благовещения Пресвятой Богородицы г. Вюрцбурга (Германия) доктор богословия протоиерей Пётр Планк (Peter Plank)1.
Отец Пётр не прожил и шестидесяти лет, но годы его жизни были наполнены трудами и событиями. Он родился 22 марта 1951 г. в Нойштадте на Дунае (Бавария) в семье железнодорожного служащего. Родители будущего батюшки принадлежали Римо-католической Церкви. По окончании гимназии, где он специализировался по древним языкам, Петер Планк с 1970 по 1973 год обучался на католическом богословском факультете Регенсбургского университета, а в 1973–1975 гг. — в Папском Григорианском университете (Pontificia Universita Gregoriana) в Риме, где получил учёную степень бакалавра богословия и был рукоположен в диаконский сан. В 1975–1980 гг. он изучает богословие восточных Церквей и византинистику в университете г. Вюрцбурга, где с 1976 г. становится научным сотрудником на кафедре истории восточных Церквей и кафолического богословия. В 1980 он защищает кандидатскую, а в 1986 — докторскую диссертацию по специальности “История Древней Церкви и патрология”. Его преподавательская и научная деятельность в различных университетах Германии продолжалась до 2008 года. За это время отец Пётр опубликовал две монографии, десятки статей в периодических богословских изданиях, сотни раз печатался в богословских энциклопедических словарях, редактировал и издавал древние певческие и канонические тексты. При всей широте и многообразии затрагивавшихся отцом Петром богословских тем в центре его внимания оставались Священное Писание и древняя церковная традиция его истолкования, которые он стремился сделать плодотворными для духовной жизни современного человека и для современной церковной практики.
Журнал “Альфа и Омега” опубликовал переводы ряда трудов отца Петра:
Проповеди на Великую Пятницу и на Пасху — № 2(16), 1998 г.;
Душепопечительство и православное вероисповедание в диаспоре — № 1(19), 1999 г.;
Греческая церковная поэзия в славянской передаче — № 4(22), 1999 г.;
Православные христиане Святой Земли во времена крестовых походов (1099–1187) — № 4(26), 2000 г.;
Проповеди на Пятидесятницу, на Успение Божией Матери, на Крестовоздвижение и в неделю Отцов VII Вселенского собора — № 2(36), 2003 г.;
Проповедь на Неделю 15-ю по Пятидесятнице — № 2(52), 2008 г.;
Православная Церковь и православное богословие Буковины времён Габсбургов (1774–1918) — № 1(54), 2009 г.
Эти публикации воспоследовали уже после того как отец Пётр, рукоположенный в 1989 году во священника, в 1992 году принял Православие в сущем сане и стал клириком Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Прослужив некоторое время настоятелем приходов в Штутгарте и Тюбингене, он с 1993 года всецело посвятил себя окормлению основанного им в Вюрцбурге прихода Благовещения Пресвятой Богородицы, настоятелем которого оставался до самой своей кончины.
Вначале приход не имел своего помещения, и отец Пётр разместил домовую церковь в своей квартире, правда, достаточно просторной для того, чтобы там помимо помещения для богослужения была устроена и трапезная, и комната для гостей, а сам он довольствовался одной комнатой. Храмовое здание община получила только в 1998 г.
В своё время в разросшемся приходе появились и другие клирики, но все они, как и сам отец настоятель, зарабатывали себе на жизнь на светской работе, а служили бескорыстно и точно так же совершали требы — за посильные пожертвования на храм. Эмигранты из России, люди небогатые, навсегда останутся благодарными отцу Петру не только за мудрое духовное окормление, но и за материальную поддержку.
Служение и личность отца Петра оставили неизгладимый след в душах сотен приходивших к нему людей. Его самозабвенное служение Богу и истовая преданность Православию выражались и в строгом уставном совершении богослужения, для которого он сам на протяжении десятилетий переводил с греческого языка на немецкий тексты молитвословий и песнопений, и в его глубоких проповедях, которые можно было бы по глубине содержания уподобить богословским лекциям, если бы не пламенная вера проповедника и его непревзойдённое ораторское мастерство, и в многочасовых духовных беседах со страждущими людьми, приходившими к нему на исповедь или за советом, и в той огромной роли, которую отец Пётр отводил катехизации верующих. Благодаря его усилиям в общине регулярно работает воскресная школа для детей и курсы катехизации для взрослых.
За свои многолетние труды на церковной ниве отец Пётр был награждён орденом Святого равноапостольного князя Владимира и удостоен звания протоиерея2.
Даже в самый последний период своей жизни, прикованный к постели тяжёлой болезнью, отец Пётр продолжал служить своим прихожанам, подавая им пример терпения, смирения и всецелой преданности Божией воле.
15 апреля 2009 г. гроб с телом новопреставленного батюшки был доставлен в храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Вюрцбурга. Отпевание, на которое собрались многочисленные духовные чада покойного, его родственники, друзья, а также представители иных христианских конфессий, возглавил Высокопреосвященный Феофан, архиепископ Берлинский и Германский. По окончании богослужения гроб с телом батюшки был торжественно обнесён вокруг храма, в котором он служил последние 10 лет своей жизни. На следующий день состоялось погребение отца Петра на Лесном кладбище (Waldfriedhof) г. Вюрцбурга.
Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего протоиерея Петра и сотвори ему вечную память!
1Редакция благодарит за предоставленные материалы прихожан прихода Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Вюрцбурге (Германия).
2Это произошло в 2004 г, но редакция “Альфы и Омеги” не была своевременно поставлена в известность и тем самым, пусть и невольно, дезориентировала читателей. За что и приносим свои извинения. — Ред.