Протоиерей Виталий Шинкарь: В понятие этнической солидарности непременно входят единые ценности
О том том, что такое народная идентичность размышляет Протоиерей Виталий Шинкарь, священник Свято-Георгиевского храма г. Кишинева:
Если говорить из Молдавии о русском ощущении, то в первую очередь важна этническая солидарность. Нам извне хорошо видны некоторые вещи, которые плохо видны изнутри — это дает нам право на некоторую честную критику. С другой стороны, люди, живущие в России трезвее понимают ее внутренние проблемы.
К примеру, молдаване не в пример лучше русских сохранили свои православные традиции, и благодаря им , свою национальную культуру. На молдавских свадьбах и народных гуляниях звучит национальная музыка и всегда религиозность явлена не как отсталость или музейный экспонат, а как живая ткань жизни. Это во многом связано с тем, что Советская Власть сюда пришла, можно сказать, после 1945 года и нынешнии люди помнят своих христианских родителей и близких. В силу этого можно гооврить, что в понятие этнической солидарности неприменно входят единые ценности. А ценности, как известно, не могут быть общечеловеческими, они могут быть общерелигиозными. Не забудем, что русский мир включает в себя и культуру ислама, в отличае от Молдавии, где 99 процентов населения православные. Но общее православное пространство не удержало нас от войны в Приднестровье и сложных межнациональных отношений.
Переступить вопросы «крови» Православие может помочь лишь в случае, когда речь идёт о Святых. Это видно и по сегодняшней Украинской действительности — ведь поверили же украинцы, что они не русские! Всего-то сотня лет и понадобилось для этого. Поэтому не все так однозначно в вопросе идентичности русского мира.
Показательно, что вопросы собственной религиозности возникают часто тогда, когда человек попадает в жизнь «чужого» мира. Русские люди в США и Европе гораздо активнее вспоминают свою идентичность и храмы там начинают выполнять функцию национального клуба, а уже через это некоторые открывают для себя Бога.