— Отец Владимир, вы уже два с половиной года настоятель храма святой мученицы Татьяны. Как изменилась приходская жизнь за это время? Что вы считаете самым важным, что вам удалось сделать в качестве настоятеля?
— Слава Богу, почти ничего не изменилось. Протоиерей Максим Козлов (бывший настоятель) запустил такую «программу» деятельности храма (молитва, реставрация, социальное и иное служение), что ничего менять не потребовалось. Главное достижение – это то, что я почти ничего не испортил: прихожан не убавилось, порядок и поступательное движение сохранились. Может быть, послушания священнослужителям прибавились, потому что я физически не могу уделять текущим делам столько времени, сколько приходилось отцу Максиму. В эти два года я еще занимался строительством другого храма – в селе Зайцево при гимназии святителя Василия Великого. Там храм в основном построен, осталась отделка снаружи и внутри, хотя в нем начались в этом году богослужения.
— Вы на Татьянинском приходе с самого его открытия, уже выросли новые поколения прихожан, чем они отличаются от предыдущих? Те, кому сейчас 20 лет, от тех, кому было 20 в 94-м году?
— Появилось новое поколение – это да. Но молодые люди девяностых сейчас у нас уже со своими детьми. У кого 2, у кого 5. В воскресные дни из 150-200 причастников половина – дети.
— Есть ли у вас ностальгия по тем временам, по «церковной весне»?
— Никакой ностальгии у меня нет: в нашем храме «церковная весна» – круглый год.
— Во многих общинах стоит проблема интеграции новых прихожан: остается костяк «старичков», а новым трудно влиться, они чувствуют себя немного чужими, как решается у вас эта проблема?
— Этой проблемы, к счастью, у нас нет. И даже не знаю, почему. Враг рода человеческого сеет раздор даже среди церковных людей. У нас это тоже есть в мизерных размерах, но не по принципу поколений. Наши «старички», которые по возрасту совсем не старички, — люди по-христиански твердые, их на такие глупые искушения не поймать.
— Татьянинский храм выполняет сегодня две функции — это домовый храм МГУ и обычный приходской храм, где далеко не все прихожане связаны с университетом. Как удается это совмещать? Какова, по-вашему, роль домовых храмов сегодня? Ведь вряд ли возможно просто скопировать ту модель, которая была, скажем, в XIX веке?
— Действительно, в сегодняшней церковной жизни нет «приписных» прихожан. Есть университетские, но они не обособлены. Моя мечта – возродить в Университете, как это хотел когда-то протопресвитер Александр Киселев, вернувшийся из эмиграции в Россию, Российское христианское студенческое движение, которое может построить важный мост между МГУ и домовым храмом. Связи с Университетом есть, и они вполне прочные, но хочется в этом отношении чего-то масштабного.
— Вы недавно завели аккаунт в Фейсбуке и пишете там довольно много, вам отвечают, идут дискуссии. Зачем вы это сделали и какие ваши первые впечатления? Удаётся ли вынести для себя что-то ценное, переубеждают ли вас в чем-то ваши оппоненты?
— Это для меня миссионерский проект. Самое ценное в ФБ – это возможность соборной молитвы. Я рассказываю о конкретных людях с конкретной бедой и прошу друзей и гостей о совместной молитве за них. Потом я рассказываю о результатах этой молитвы. Люди счастливы, когда результат положительный. Кроме того, в ФБ я создаю некий цельный в мировоззренческом и художественном смыслах журнал со своими принципами и стилем. Пока мне это интересно, но, к сожалению, отнимает много времени. Там я публикую многое из того, что у меня уже есть в моих записных книжках. Написанное мною иногда давно я переписываю по фейсбучным законам и публикую. Я вижу, что это интересно многим.
— Соцсети делают людей ближе, сокращают дистанцию, здесь стираются возрастные и географические различия, разница в социальном статусе — все равны. Много спорят о том, что дети оказываются здесь в одном пространстве с родителями и учителями, духовник с духовными чадами, настоятель с прихожанами. Чувствуете ли вы эту проблему или она надумана?
— В ФБ главный герой – это автор страницы, комментаторы вынуждены «приспосабливаться» к нему. Если переступил правила главного режиссера, можешь вылететь со сцены. У меня люди не обязаны со мной соглашаться. Мало того, я призываю всех спорить со мной с фактами в руках. Но делать это они должны корректно, честно и добросовестно.
— У вас сегодня главный праздник года — одновременно и престол храма, и день Университета, праздник всех студентов. С одной стороны, для вас это ежегодное событие на протяжении более чем двадцати лет, вроде бы все должно быть, как обычно. С другой — от каждого праздника всегда ждёшь чего-то особенного. Какой он — Татьянин день — в 2015-м году?
— В этом году будет немного сложно, потому что праздник падает на воскресенье. Когда у нас Татьянин день падает на будний день, приходят около 1000 человек. В этом году будет намного больше. С другой стороны, Патриарх Кирилл в этот день собирает ректоров, преподавателей и студентов всей Москвы в Храме Христа Спасителя, поэтому ректор МГУ В.А. Садовничий сначала будет у нас, потом поедет туда. Возглавлять службу в Татьянинском храме по благословению Святейшего будет архиепископ Евгений, ректор Московских духовных школ.
И еще одна особенность этого года: 22 января 2015 года в нашем храме был юбилей – 20 лет со дня первой службы в восстановленном храме. Так что этот год для нас юбилейный.