В общем, модного, не выбивающегося из ряда трендов и брендов, популярных среди городских обывателей. Не тревожащего совесть, не вступающего в противоречие с житейскими установками «нормального» современного человека. Включенного в «мир сей» и боящегося чем-либо всерьез противоречить установкам его граждан — особенно тогда, когда те начинают мелко трястись за земную жизнь, имущество, здоровье, формальный, внешний «мир» и прочие «твердые ценности».
Полагаю, что вызов этого «православия» — не просто облегченного, а выхолощенного, оскопленного, лишенного соли земли — может стать для нас главным в ближайшие десятилетия, если только Господь не переломит ход истории так, что обо всяком глянце и гламуре люди забудут в одно мгновение.
Христианский идеал, конечно, прямо противоположен обывательскому. Прочтите Евангелие, и сразу это поймете. Назорейство, странничество, монашество, мученичество, христианское воинство, проповедь апостолов, равноапостольный подвиг христианских правителей, не побоявшихся переломить волю языческих толп, да и само Евангелие, начиная с Нагорной проповеди, — все это никак не помещается в рамки спокойной и сытой частной жизни, глобальной манипулятивной «демократии» или «самодовлеющего» рынка. В рамки общества, главная заявленная цель которого — торговать и потреблять.
Нас не просто пытаются приучить к жесткому набору установок этого общества. Мы часто слышим окрики: не поддерживайте и даже не пытайтесь накликать события, которые этот общественный уклад могут разрушить; не предлагайте спокойно и сытно живущему человеку ничего, что ему будет неприятно и непонятно; не напоминайте лишний раз о том, что земная жизнь ценна ровно настолько, насколько она подчинена цели достижения жизни вечной. Так открыто говорят многие представители медийной власти. Так тихо советуют некоторые экономические и политические властители. Но кроме возражения им — громкого или тихого — нам очень важно не забыть христианского идеала. Не дать размыть и заболтать его. Быть верными ему в слове и деле.
Ведь если человек проживает жизнь в духовной спячке, забывая Бога, полагаясь только на собственные силу, разум, власть, имущество, лучше было бы ему не родиться, и уж тем более лучше было бы ему пережить что-то, что эту ложную самоуверенность разрушит, даже если это будет страдание. Святой апостол Иаков пишет: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1:2-3). Далее у него же читаем: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные» (Иак. 1:13-16).
Испытания — даже испытания страданием, болезнью, войной, лишением материальных благ, разрушением мирской «гармонии» — очень часто не есть зло, и именно потому они посылаются или попускаются Богом. Они прокладывают путь к настоящему благу — к мысли о спасении, к покаянию, к обращению, к перемене жизни. Бог не посылает человеку зла, но мы знаем из множества святоотеческих текстов, что он посылает или попускает такие испытания ради истинного блага.
Но бывают и искушения внутренние — та самая похоть, порождающая грех, за которым следует смерть, если не приносится покаяние. Вот такое внутреннее искушение самоуспокоившегося и «не нуждающегося» в Боге обывателя на самом деле страшнее, чем самые жестокие испытания, если они ведут к духовному плоду. Вот почему нам не надо впадать в панику при приближении испытаний или тогда, когда они уже приходят к нам. Вот почему нам нужно больше держаться Евангельской правды и правды святых, а не рассказов о том, как якобы весело и беззаботно жить христианину в окружении модных вещей, милых людей, приятных фраз, «успокоительного» искусства, всеобщей толерантности и прочего духовно расслабляющего болота — может быть, лишь с легкой приправой из воскресного благочестия, состоящего не столько из участия в литургии, сколько из приятного времяпрепровождения на приходе, из пустых разговоров и взаимных похвал.
Нет — наше настоящее призвание, наше истинное Отечество не там. Оно среди странников, пустынников, мучеников и воинов Христовых. Оно в преддверии того Царства, где пребывают святые и где «все и во всем Христос» (Кол. 3:11).