Протоиерей Всеволод Чаплин: Междоусобная брань всегда была для народа крахом
Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.
Мы получаем все больше тревожных вестей с Украины, особенно из юго-восточных регионов. Льется кровь, гибнут люди — люди самых разных профессий и жизненных призваний, в том числе журналисты. Люди пожилые и молодые, люди мирные и те, кто участвует в политическом противостоянии с обеих сторон. И, конечно, это вызывает все большую тревогу среди православных христиан.
Сегодня, как только произнесешь слово «Украина», люди начинают высказываться, иногда ожесточенно, иногда испуганно, но всегда очень и очень эмоционально. На всей территории стран исторической Руси люди близко к сердцу принимают то, что происходит сегодня на юго-востоке, да и во всей Украине — стране, где зародилась наша цивилизация, где возникла Святая Русь, где появилось то, что сегодня именуем православным христианством Святой Руси. Мы все – выходцы из Киевской купели Крещения, мы все обязаны Киеву своим духовным родством. Поэтому, конечно, православному человеку, связывающему себя с русской духовной традицией, невозможно эмоционально отделиться от того, что происходит на Украине. И, значит, происходящее там – это наша общая боль. И, значит, люди не случайно испытывают и страх, и заботу, и волнение о тех, кто сегодня страдает, и желание как-то поучаствовать в их судьбе — молитвой, помощью, добрым словом, добрым делом.
17 июня прозвучал пророческий, прочувствованный, выстраданный многими размышлениями и многими молитвами голос Святейшего Патриарха, который обратился ко всей полноте Русской Православной Церкви с особым словом. Нечто подобное по уровню эмоционального накала звучало, может быть, только более двадцати лет назад из уст почившего Патриарха Алексия II, когда происходило серьезнейшее, чреватое большой гражданской войной противостояние в центре Москвы вокруг Белого дома. Тогда в самый тяжелый момент был обнародован документ под названием «Мольба Патриарха». Нечто подобное Святейший Патриарх Кирилл сказал и сегодня, обратившись ко всем православным христианам — архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам — с призывом к особой каждодневной молитве о мире в Украине.
Вот, что было сказано Его Святейшеством в обращении: «Не может быть для нас сегодня ничего более важного, чем продолжающееся братоубийство, которое полыхает на территории Украины, унося все новые жизни. Что происходит сегодня, прежде всего, в Донецкой и Луганской областях, и как следует относиться к происходящему членам нашей Святой Церкви? В южных пределах исторической Руси разгорелась ныне междоусобная брань. Результаты кровавого конфликта ужасают. Уже не сотня, как было зимой в Киеве, а многие, многие сотни погибших, тысячи раненых и оставшихся без крова. Лишь дьявол может праздновать победу, когда в сечи сталкиваются братья, уничтожая друг друга, нанося увечья, ослабляя жизненные силы народа».
Междоусобная брань – именно это происходит. Именно это всегда было особой опасностью для народов, составляющих историческую Русь. Именно междоусобная брань необычайным образом ослабляла эти народы. Именно междоусобная брань делала их беззащитными перед внешними воздействиями — жестокими, лишающими свободы, пытающимися лишить всякого исторического будущего.
Мы молимся за многими богослужениями об избавлении наших народов «от междоусобной брани». И иногда мы воспринимаем эти слова древних молитв, как что-то, имеющее отношение к далекой истории – уж точно не к нам, уж точно не к современному периоду жизни, который вроде бы связан с торжеством разума, прогресса, спокойствия и умения договариваться, разрешая даже самые сложные политические и экономические конфликты.
И вот вновь прозвучали эти грозные слова – междоусобная брань. Война, в которой люди ради частных интересов уничтожают друг друга, подавляют волю друг друга, пытаются лишить друг друга возможности свободно строить будущее. Междоусобная брань, древний ужас, возвращается на нашу землю. И, значит, нам надо понять, почему это происходит и что нам надо сделать, чтобы брань была остановлена, чтобы люди не убивали друг друга, чтобы не происходило пагубного разделения народов единого духовного пространства, единой духовной судьбы. Народов, которые, будучи врагами, могут принести друг другу огромные раны в течение многих веков, а будучи братьями, способны обогатить жизнь друг друга и вместе серьезнейшим образом повлиять на мир. Повлиять как народы, живущие духом Христовым, духом Святого Православия.
История должна нас многому научить, и вот что об этом было сказано в обращении Святейшего Патриарха Кирилла: «Междоусобные брани уже не раз случались в нашей истории. Именно они привели к ослаблению Киевской Руси и падению разобщенных княжеств под натиском Батыя, к страшному Смутному времени в русском государстве в семнадцатом веке, к чудовищному по масштабам кровопролитию и установлению на долгие годы безбожного режима в начале века двадцатого. Уроки истории также показывают, что междоусобная брань всегда порождает угрозу покорения Отечества внешним силам. И встарь, и ныне перед нами встает в таких случаях опасность потери подлинного суверенитета народа. Суверенитета, который выражается в возможности и способности устраивать свою жизнь на основе тех нравственных, духовных и культурных ценностей, что были вместе с Божественной благодатью восприняты нашими предками в Киевской купели Крещения Руси, взращивались и усвоялись на протяжении многовековой истории».
Итак, прошлое учит нас ответственно, со страхом Божиим, с верой, с молитвой и с любовью смотреть в будущее. Междоусобная брань всегда была для народа крахом. Всем, кто участвовал в ней, она всегда приносила только разочарование и отсутствие настоящей жизненной перспективы. Победы в гражданской войне быть не может. Не случайно в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви перечисляются многие сферы, в которых государство и Церковь могут взаимодействовать, но приводится лишь несколько случаев, когда не могут государство и Церковь сотрудничать в делах, несовместимые с христианством. И идет речь в том числе о том, что Церковь не может сотрудничать с государством при ведении агрессивной войны или гражданской войны.
Не бывает в ней победителей. Вернее, те или иные силы, конечно, могут одержать верх. Но в конце концов получается так, что проигрывают народы, и победившие также оказываются либо немедленно, либо очень скоро среди проигравших. Значит, нужно договариваться миром. Значит, нужно искать пути для того, чтобы преодолеть противостояние. И об этом также было сказано в заявлении Святейшего Патриарха следующими словами: «Обращаюсь ко всем, от кого зависит принятие решений: немедленно остановите кровопролитие, вступите в реальные переговоры для установления мира и справедливости. В междоусобной брани не может быть победителей, не может быть политических завоеваний, которые были бы дороже жизни людей».
И, конечно же, Святейший Патриарх призывал всю Церковь к молитве. К особой молитве, которая каждый день теперь совершается за Божественной литургией после сугубой ектении. Вся Церковь молится с особым чувством такими словами: «Господи Иисусе Христе Боже наш, призри милостивным Твоим оком на скорбь и многоболезненный вопль чад Твоих, в земле украинстей сущих. Избави люди Твоя от междоусобныя брани, утоли кровопролития, отврати належащия беды. Лишенныя крова введи в домы, алчущия напитай, плачущия утеши, разделенныя совокупи. Не остави стадо Свое от сродник своих, во озлоблении сущих, умалитися, но скорое примирение яко щедр даруй. Ожесточенных сердца умягчи и к Твоему познанию обрати. Мир Церкви Твоей и верным чадам ея подаждь, да единем сердцем и едиными усты прославим Тя, Господа и Спасителя нашего во веки веков. Аминь».
Люди очень искренне откликнулись на то, что Святейший Патриарх предложил каждый день читать эту молитву. Со слезами многие молятся — и священники, и миряне. За последние дни, еще до обращения Святейшего Патриарха, поступало множество писем, звонков, и-мейлов от людей, которые призывали встать всю Церковь на соборную молитву. Святейший Патриарх услышал и голос церковного народа, который к такой молитве призывал.
Сегодня многие люди стараются собирать гуманитарную помощь для жителей разных регионов Украины. И когда объявляется такой сбор помощи, люди во множестве тут же несут все, что могут. Нужны, конечно, сегодня медикаменты и перевязочные материалы, не портящиеся продукты питания, предметы гигиены, бытовая химия, детская одежда, финансовые средства. Люди несут все, что имеют. Люди чувствуют свою сопричастность, чувствуют необходимость помочь. Люди неравнодушны. Они понимают, что происходящее имеет место не где-то далеко, а в среде одного с ними Божия народа. Народа, который неразделим. Народа, который составляет Церковь Христову, Церковь русской традиции, традиции Святой Руси. Не русской в смысле этнонима «русский», а русской как имеющей отношение к той Руси, к тому русскому духу, который объемлет разные народы и который родился и до сих пор живет в древнем Киеве.
Можно обращаться в разные церковные учреждения: это и Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, это и наш Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, это и приходы, которые ведут сбор гуманитарной помощи, это и православные общественные организации — всякая помощь сегодня хороша. Но, кроме помощи материальной, очень важно то, что мы встали вместе на соборную молитву.
В истории России и всей исторической Руси много раз происходило все таким образом, что именно общая молитва, совершаемая как одновременно в разных местах, так и во время соборного богослужения и крестных ходов, меняла ход истории. Там, где по-человечески ничего нельзя было сделать, там, где расписывались в своей неспособности исправить ситуацию правители, политики, умные люди, которые вроде бы всегда умели находить выход из самой сложной ситуации — вот в этих условиях молитва спасала народы и позволяла не просто сохранить мир, но и достичь справедливости и свободы, то есть ситуации, в который каждый человек и каждая группа, входящая в тот или иной народ, могли бы осуществить свое право жить свободно, нестесненно, в первую очередь тогда, когда это касается жизни по Закону Христову.
Будем надеяться, что так произойдет и в этот раз, потому что велика сила молитвы — она сильнее силы политиков, силы расчета, силы человеческого разума, силы хитрости, силы давления, силы оружия. Пусть молитва народа Божия, молитва Церкви остановит насилие и даст людям возможность жить в справедливости и мире, в свободе и послушании заповедям Христовым.