Протоиерей Всеволод Чаплин: Наша работа с мигрантами – это забота о том, чтобы в нашем обществе не возникало дополнительных очагов напряженности
Возлюбленные в Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте!
Сердечно поздравляю вас с праздником Вознесения Господня, приветствую вас в преддверии праздника Святой Троицы, Пятидесятницы.
За последние несколько дней в Москве состоялось несколько церковно-общественных мероприятий, на которых, помимо прочего, обсуждалась тема участия Церкви в обучении и интеграции мигрантов. Некоторые считают, что для Церкви, для верующих людей это какая-то довольно неожиданная сфера деятельности. Мне приходилось не раз сталкиваться с тем, что журналисты, представители светских общественных организаций, сами мигранты и те, кто систематически работает с мигрантами в светском культурном и общественном пространстве, относились с некоторым удивлением к тому, что религиозные общины, в частности, православные приходы и епархии, интересуются проблемой мигрантов и хотят принимать участие в их обучении и в их интеграции в Российское общество, в общество Украины, в общества других православных стран.
Такое удивление, извините за неслучайную тавтологию, способно удивить. На самом деле религиозные общины, в том числе, конечно же, христианская Церковь, всегда считали своим долгом страноприимство. Они с особым вниманием относились к тем, кто приходил из других стран, чтобы жить и трудиться в среде нового для себя народа. Страноприимство – это христианский долг. Помощь тем, кто пришел издалека, обычно будучи гоним теми или иными жизненными сложностями – это естественное для христианина движение души и естественная для христианина деятельность. В Священном Писании и Предании Церкви мы видим множество призывов к тому, чтобы оказывать внимание и заботу странникам, для христианской традиции это вообще является общеизвестным правилом.
Сегодня Церковь старается помогать мигрантам в том, чтобы они становились органичной частью общества, в которое прибыли. Это касается и людей христианского исповедания, и тех, кто придерживается других вер или убеждений. В Россию сегодня приезжает значительное количество людей из Молдовы, Беларуси, Украины. К сожалению, становится новым явлением политическая эмиграция из последней страны. Немалое количество людей, которые приезжают сегодня в Москву и другие российские регионы из разных областей Украины, — это люди, которые были вынуждены уехать, потому что их политические взгляды, направления их общественной деятельности входили в жесткое противоречие с действиями и с позицией некоторых чиновников. И люди, которые, являясь православными христианами, приезжают в родную для себя среду, обычно интегрируются достаточно легко. То же самое можно сказать, когда русские приезжают из других стран СНГ, возвращаются в места, откуда родом их предки. Люди, являющиеся православными христианами, в значительном количестве работают сегодня в приходах и монастырях. Часто именно в церковных общинах они находят первую для себя работу после переселения. Очень часто именно церковные общины — монастырские или приходские — становятся тем местом, где им впервые помогают установить социальные связи в новом месте проживания. Иногда этим людям просто помогают приобрести имущество, которое нужно для самого первичного устройства на новом месте.
Конечно, возникает немного больше сложностей, когда православные люди соприкасаются с теми, кто исповедуют ислам или другую религию либо являются атеистами. Но и для этих людей Церковь готова обеспечивать помощь в изучении русского языка, российской истории и культуры, законодательства, особенно касающегося вопросов миграции и трудовых отношений. Сегодня во многих епархия есть курсы, на которых мигрантов по их желанию обучают всем этим предметам, помогая им стать органичной частью российского общества. При этом их не обращают какими-либо жесткими методами в Православие, в чем иногда обвиняют наши общины, которые занимаются работой с мигрантами.
Эта работа для нас — не миссионерский в собственном узком смысле слова «проект». Это то самое служение страноприимства, которое свойственно христианской Церкви и которое она сейчас старается совершать, особенно имея в виду те сложности, которые возникают в культурной области, в области межэтнических отношений между мигрантами и переселенцами с одной стороны и коренным населением с другой.
Наша работа с мигрантами – это забота о том, чтобы в нашем обществе не возникало дополнительных очагов напряженности, в том числе по признаку национальности или религии. Наша работа с мигрантами – это забота о людях, которые приехали сюда, по крайней мере, в значительной своей части, для того, чтобы здесь жить и работать. И обеспечить мирное вхождение их в наше культурное и социальное поле – это забота, в том числе, и о самих себе. О том, чтобы наше общество при всех новых для него факторах, в том числе при значительном количестве людей, которые приезжают извне, всегда оставалось мирным и гармоничным.
Курсы, которые предлагаются верующим мусульманам или неверующим людям, конечно же, не являются ни курсами Закона Божия, ни каким-то специальным миссионерским проектом, который нацелен на то, чтобы эти люди изменили свою веру. Но, конечно, мы имеем полное право в ходе таких курсов рассказать о роли христианства в истории нашего народа, о том, почему наши традиции, наши исторические памятники, наша культура, наш образ жизни связаны именно с православным христианством. Мы можем и должны сказать людям, приезжающим сюда, о том, как устроена православная семья, почему для нее важны те или иные нравственные принципы, как устроена трудовая этика в русском народе, что из себя представляют правила поведения в публичных местах, как относиться к женщине, как относиться к животным. Все это должны знать люди, которые приезжают сюда, для того, чтобы понимать душу нашего народа. Для того, чтобы, помимо прочего, знать: вежливость и мягкость в отношениях с разными людьми, в том числе с приезжими, не означают слабости или беспринципности. Эти вежливость и мягкость означают прежде всего, что люди воспитаны в духе доброго и предупредительного отношения к другим и от других того же самого ожидают. И, конечно, не стоит удивляться, если те, кто пренебрегают или злоупотребляют определенными свойствами характера нашего народа, вдруг сталкиваются с жестким сопротивлением.
Нам нужно объяснить, насколько важны для нас честь и достоинство людей, живущих в нашем обществе, насколько важны для нас те духовные и нравственные принципы, которые мы ценим выше всего, даже выше собственной жизни. Конечно, в Россию и в другие страны православной культуры приезжают сегодня самые разные люди, и нельзя вовсе исключить, что многие из них примут Святое Православие. Не нужно отторгать их от возможности принять нашу веру. Не нужно разворачивать только такие инициативы, в которых сознательно было бы опущено любое упоминание о том, почему в центре московского Кремля стоят соборы, почему в наших храмах есть иконы, почему мы празднуем Пасху или Рождество. Более того, есть значительное количество людей, которые на самом деле находятся в религиозном поиске и, возможно, ждут того, что им будет сказано что-то очень важное, что-то, что могло бы изменить их жизнь.
Одна из конференций, которые проходили в конце мая в Москве, была посвящена 150-летию переселения корейцев на российский Дальний Восток и их приходу в Православие. В значительном количестве люди, которые приехали в Россию, спасаясь от тяжелых экономических условий в Корее, стали православными христианами, и тем самым положили начало феномену корейского Православия, которое сейчас уверенно присутствует — пусть и не в большом количестве лиц — как в России, так и в Корее. Люди, испытывавшие духовную жажду, стали православными христианами, и сегодня семьи православных христиан корейского происхождения насчитывают многие поколения. Люди, которые приехали жить в Россию, стали по-настоящему своими в нашей стране не в последнюю очередь потому, что стали православными. И они сегодня воспринимаются как органичная часть нашего общества. Люди, достаточно далеко отстоящие от русского народа и других славянских народов по этническому происхождению, воспринимаются в современной России в полном смысле как часть одной семьи, одной общины с другими православными христианами.
Сегодня в храмах можно встретить темнокожих людей, людей азиатского происхождения, и это также естественно. Будем надеяться, что любой приезжающий в Россию человек, желающий стать православным, желающий войти в тело нашего общества, будет иметь такую возможность. Будем надеяться, что страноприимство — давняя христианская традиция, укорененная в Слове Божием, — поможет прилагать спасаемых к Церкви, поможет созидать мир в нашем обществе, поможет сделать так, чтобы люди, некогда бывшие чужими, становились своими.