Протоиерей Всеволод Чаплин: Первый контакт с человеком в Церкви может быть и должен быть началом дороги к богопознанию
Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.
Как многим из вас уже известно, 17 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на заседании Высшего Церковного Совета, особо остановился на дисциплине поведения приходских работников и на том, как в приходах принимают людей. Тема для нашей Церкви достаточно сложная. Она обсуждалась много раз и покойным Святейшим Патриархом Алексием, и ныне здравствующим Первосвятителем, и многими архиереями и известными священниками.
Действительно, часто получается так, что человек, впервые приходя в храм, либо оказывается в полном одиночестве, либо встречается с грубостью, непониманием, попыткой жестко на чем-то настоять, и из-за этого часто свой первый контакт с Православной Церковью люди воспринимают как нечто негативное, а иногда даже отвращаются от веры и от Церкви.
Вот что было сказано Его Святейшеством: «Приход — неотъемлемая часть жизни любого православного верующего человека. Но приход также — это ворота, через которые в Церковь входят люди неверующие; и для многих наших невоцерковленных соотечественников приход — это зеркало Церкви в целом. В какую атмосферу человек попадает на приходе, найдет ли он на приходе жизнь, радость, активность или, напротив, встретит хаос, недружелюбие, отчужденность, — во многом зависит и его восприятие Церкви. Приходское «гостеприимство» давно стало притчей во языцех и предметом для множества шуток».
«Я глубоко убежден, — сказал Святейший Патриарх, — что в больших приходах, особенно на праздники, среди народа, там, где и возникают конфликтные ситуации, рядом с церковными ящиками, должны находиться приходские миссионеры».
В приходах Москвы, многих других городов и весей нашей Церкви стало уже доброй практикой дежурство, присутствие православных миссионеров. Эти люди, обычно молодые, раздают листовки, рассказывающие о смысле праздников, о содержании христианского вероучения и о богослужении тем, кто приходит освящать куличи в Великую субботу, тем, кто получает крещенскую воду в сочельник и в праздник Крещения Господня, тем, кто в другие дни в большом количестве приходит в православные храмы.
Во многих местах сейчас появилась практика приходского консультирования, то есть работы, которая направлена на людей, приходящих впервые в храм Божий, или проходящих мимо храма, или имеющих какие-то вопросы, с которыми человек сталкивается в неожиданное время — тогда, когда закончилось богослужение и священник совершает ту или иную требу, а из числа активных прихожан в храме почти никого нет.
Деятельность приходского консультанта, приходского миссионера – это достаточно новая для нашей Церкви форма работы с людьми, но она дает большую отдачу практически везде, где она появляется. Знаю об этом по рассказам многих людей. Когда тебя встречает не только занятая женщина, которая распространяет свечи и церковную литературу, когда первое общение с Церковью происходит не в контексте так называемого церковного ящика, а в контексте общения с особо учиненным братом или учиненной сестрой, с человеком, который специально находится в храме для того, чтобы такое общение осуществлять, — многие люди впервые в жизни, а иногда не впервые, но во время какого-то особого душевного обстояния, какой-то жизненной трудности, получают добрый совет, какую-то подсказку, получают возможность неспешного искреннего общения. Именно это многим помогает почувствовать себя в храме как в месте, где собирается христианская община и где тебя всегда ждут.
У меня достаточно небольшой опыт устроения пространства, в которое попадает человек сразу после того, как входит в храм. Но этот опыт следующий: из пространства, которое начинается сразу за храмовыми дверьми, был убран церковный ящик, который был вынесен в отдельное помещение, находящееся в храме, но отделенное от храмового пространства дверью. Там, где когда-то был этот ящик, теперь находится стол приходского консультанта. И человек, когда попадает в храм, в первую очередь сталкивается не с тем местом, где распространяются свечи, книги или диски и делаются пожертвования, а сталкивается с местом, где ему готовы подсказать что-то, дать братский совет, проконсультировать по тем или иным волнующим его вопросам.
В течение нескольких месяцев консультирование здесь, при входе в храм святителя Николая на Трех Горах, осуществляется учащимися Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе Русской Православной Церкви. После слов Святейшего Патриарха, сказанных на Высшем Церковном Совете, приходом было принято решение о том, чтобы такое консультирование осуществлялось не только во внебогослужебные дни, как это было раньше, а в каждый будний день, когда значительное количество людей, работающих в центральных районах Москвы в различных учреждениях, приходит в храм, чтобы поставить свечку, помолиться о чем-то и очень часто что-то спросить.
Александр Коршиков, заместитель руководителя Школы православного миссионера, сегодня дежурит в нашем храме. Я хотел бы спросить у Александра, с чем приходят люди, какие вопросы они задают, что получается им отвечать, всегда ли люди настроены дружелюбно, нужно ли иногда подсказывать им, как вести себя в храме, и как правильно это сделать?
— Спасибо, отец Всеволод. Человек, который приходит в храм, это человек, который хочет в храме получить то, чего он не может получить вне храма, вне Церкви. Человек приходит получить то внимание, заботу, которой ему недостает в обществе. Поэтому самое главное в этом вопросе, я думаю, для приходского миссионера – это умение слушать.
Человек приходит с совершенно разными вопросами, просьбами, невозможно их классифицировать, сказать, что один вопрос доминирует или другой. Человек приходит быть услышанным. Поэтому очень важна для приходского миссионера и вообще в Церкви духовная жизнь: как мы готовы слушать и готовы давать любовь, которая должна быть в христианской общине.
Вопросы бывают разные: бывают вопросы о вероучении, бывают вопросы об иконах, о праздниках, и умение приходского миссионера заключается в том, чтобы, начиная с этих вопросов, потом человека заинтересовать верой, заинтересовать более глубоко какими-то важными духовными вопросами. Человек часто приходит просто рассказать о каких-то своих бедах, каким-то своим горем поделиться. Здесь очень важно просто выслушать человека, оказать ему сочувствие, какую-то доброту проявить. Конечно, приходской миссионер не должен заменять пастыря, не должен давать каких-то серьезных пастырских духовных советов, но ему надо просто выслушать, оказать внимание, заботу. Это настолько ценно в современном мире, что человек потом будет все больше и больше хотеть приходить в храм Божий, и дальше будет уже Господь его вести к дальнейшему воцерковлению. Человек уже начнет жить и литургической жизнью глубокой, и всю свою жизнь сверять с Евангелием. Но приходской миссионер – это первый этап, самая первая встреча подчас у человека с храмом. Поэтому это очень важное служение у нас в Церкви.
Также еще я хотел бы заметить, что миссионер – это не просто человек, который с неба откуда-то появился. Это – человек, которого поставило священноначалие, и это демонстрирует заботу. Заботу Патриарха, заботу настоятеля храма о человеке, о том, что была организована такая работа. Человек может прийти в храм в любой момент и пообщаться на интересующие его вопросы. Эта забота, это проявление доверия тоже очень важны.
— Спасибо, Александр. Спасибо всем Вашим соработникам по Школе православного миссионера за труды, которые вы здесь несете теперь каждый день – юноши и девушки, общающиеся с людьми, которые приходят в храм для того, чтобы, иногда впервые в жизни, узнать что-то о Православии.
Надо сказать, что в моей истории контакт с женщиной за свечным ящиком в Богоявленском, тогда Патриаршем, соборе в Москве в 1981 году был первым контактом с верующим человеком, с христианином, с Церковью. И это был очень положительный контакт. Я смог узнать для себя много нового, я впитывал, будучи 13-летним молодым человеком, буквально каждое слово, которое было сказано этой женщиной, и я ей очень благодарен, и я ее помню, вспоминаю в молитвах.
Первый контакт с человеком в Церкви может быть и должен быть началом дороги к богопознанию, дороги к христианскому общению и церковной жизни, дороги в Царство Небесное. Ответственность за то, чтобы на этой дороге помочь человеку, а не препятствовать ему, очень и очень велика. Да, бывает так, что люди, приходя в храм, ведут себя не совсем адекватно — иногда приходят пьяные, иногда приходят очень озлобленные из-за какой-то жизненной трагедии, иногда приходят люди, которые буквально ничего не знают о том, как вести себя а храме, иногда, бывает, приходят похоронные агенты, начинающие чего-то в жесткой форме требовать, когда ситуация связана с отпеванием покойника, и так далее.
Непростые люди есть в нашем обществе, непростые люди приходят в храм. Но всегда можно постараться сделать так, чтобы даже строгое слово, слово, которое подскажет человеку о том, что он поступает неправильно, или подскажет, как себя нужно по-настоящему вести в храме, произносилось с любовью, так, чтобы человек не обижался, а делал для себя какие-то жизненные выводы или, по крайней мере, учился вести себя в храме.
Для всего этого нужно готовить приходских миссионеров. И вот что было сказано Святейшим Патриархом на заседании Высшего Церковного Совета: «Приходская работа — это самый ответственный участок жизни Церкви, я бы сказал, это ее передовая линия. И подход к ней должен быть принципиально иным, чем раньше, когда на приходские послушания назначались случайные люди без всякого образования и определенного вида занятий».
Святейший Патриарх подчеркнул, что «подготовка приходских работников — миссионеров, катехизаторов, молодежных и социальных работников — является сегодня важнейшим приоритетом нашей Церкви, наравне с реформой богословского образования».
Я убежден, что в наших приходских общинах и монастырях будет появляться все больше и больше людей, которые будут нести все перечисленные виды служения, кажущиеся новыми, но, на самом деле, очень органичные, естественные, традиционные для любой христианской общины.
Дорогие о Господе братья и сестры, как вы знаете, наша Церковь готовится к торжествам 700-летия преподобного Сергия Радонежского, и недавно была определена программа этих торжеств.
Крестный ход из Покровского Хотькова монастыря в Сергиев Посад в честь этого великого празднования и в честь великой памятной даты будет совершен 16 июля, в среду. Построение крестного хода будет совершаться ближе к 12 часам, в 11:45 крестный ход уже должен быть выстроен, и в 12 часов будет совершено молебное пение в Покровском Хотьковом монастыре, после которого пойдет крестный ход в Сергиев Посад на Благовещенское поле, где будут совершаться богослужения и вечером, и ночью, и утром все время до окончания празднований, а окончатся они в середине дня 18 июля.
Желающие поучаствовать в этом народном крестном ходе, а приглашаются на него все, могут приехать в Покровский Хотьков монастырь или на электричке до станции Хотьково Ярославской железной дороги или на личном транспорте, который можно будет оставить на специальных парковках, к 11 часам, к 11.30, чтобы уже в 11:45 выстроиться в крестный ход и после молебна всем пойти вместе, чтобы почтить память преподобного Сергия и явить единство нашей Церкви, и силу нашей веры, и нашу готовность свидетельствовать о ней ближним и дальним.
Всем мира, всем радости, всем помощи Божией в добрых делах! Всех ждем на крестный ход, всех ждем в Троице-Сергиевой Лавре, в Сергиевом Посаде. Всех ждем в наших православных храмах и обителях.