Протоиерей Всеволод Чаплин: Религиозный вакуум не может быть вечным и даже длительным
Христос воскресе, дорогие о Господе братья и сестры, дорогие друзья!
Некоторое время назад мне довелось посетить Татарстан, где состоялся достаточно представительный Форум православной общественности, состоялись встречи с владыкой митрополитом Анастасием, с ректором Казанской духовной семинарии отцом игуменом Евфимием, с преподавателями и студентами, с муфтием республики Татарстан Камилем хазаратом Самигуллиным, с общественными деятелями республики, членами Общественной палаты, многими священнослужителями и мусульманскими духовными деятелями, другими людьми, которые рассуждают на темы взаимоотношения религии и общества.
Как известно, в Татарстане имели место непростые события — поджоги храмов, сложные дискуссии на темы межнациональных отношений и межрелигиозных отношений. Тем не менее, власти республики, как представляется, делают немало для того, чтобы возрождалась православная церковная жизнь, чтобы поддерживались и укреплялись добрые отношения между людьми разных вероисповеданий и разных национальностей. Будем надеяться, что так будет и впредь. Будем надеяться, что возвратятся Церкви отнятые в годы богоборческого лихолетья храмы и другие здания религиозного назначения — именно это является предметом принятого в свое время Закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Будем надеяться, что все национальные и общественные силы — в том числе православная общественность, в том числе древний кряшенский этнос — будут принимать соразмерное, адекватное участие в жизни всей республики и тех конкретных мест, где проживают люди. Будем надеяться, что возродит былую славу Казанская духовная школа — одна из наиболее исторически значимых в Русской Православной Церкви. Будем надеяться, что диалог между властью и всеми общественными силами, даже критически высказывающимися, будет активным, будет учитывать разные точки зрения и одновременно будет мирным, спокойным, не приводящим ни к каким осложнениям в отношениях между людьми разных национальностей и религий, утверждающим мирный, спокойный, конструктивный общественный климат.
В Татарстане имели место разные дискуссии. Некоторые из них были формальными, некоторые были связаны с практическими сторонами отношений государства и разных религиозных общин. Очень интересные беседы имели место с журналистами, с представителями органов власти, с общественностью. И очень часто эти беседы, что называется, крутились вокруг одной темы — как сегодня должно быть представлено религиозное мировоззрение в образовательной системе: в средней школе, в дошкольном образовании, в высшей школе.
Эта тема становится не только для России, но для многих стран одной из центральных. В целом ряде областей и республик пытались так же, как сегодня в Татарстане, говорить, что предоставлять возможность выбора слишком опасно. «Кто будет преподавать, как будет осуществляться обучение, не слишком ли это рискованный эксперимент» — нам так говорили в Москве, в Санкт-Петербурге. Сейчас ситуация меняется, и практика показывает, что, чем быстрее и чем серьезнее относятся к реализации выбора в пользу «Основ православной культуры» или «Основ исламской культуры», тем стремительнее и тем качественнее нарабатывается опыт и появляются действующие модели преподавания. Конечно же, появляются учителя. Конечно же, уже есть учебники, и мы слышим очень положительные отклики не только родителей и учеников, но и тех, кто исследует общественную обстановку в местах, где дети получают возможность изучать основы именно той религиозной культуры, с которой связана их семья, с которой связан мировоззренческий выбор их родителей.
Заметьте, что право родителей — именно родителей, а не школы или управления образования — определять, какое мировоззрение будет преподаваться их детям в школах, очень четко зафиксировано в международном законодательстве. Уважается оно и у нас в России — не случайно в рамках общефедеральных решений предоставлена возможность выбора между «Основами православной культуры», основами исламской, иудейской и буддистской культур, а также основами разных религиозных культур в рамках одного предмета и основами светской этики, которую обычно выбирают или по идее должны выбирать неверующие семьи. Такая модель показала себя как наиболее работоспособная в Европе, в том числе в странах, где имели место межрелигиозные и межнациональные конфликты.
Опыт преподавания религиозных культур и светской этики с возможностью выбора одного из шести модулей показывает, что никакой конфликтности этот опыт, эта система не создают. Наоборот, люди, хорошо знающие свою традицию и имеющие представление о других традициях, в том числе благодаря курсам истории и обществознания, — могут прекрасно взаимодействовать друг с другом, в то время как религиозная теплохладность и тем более религиозный вакуум на самом деле сегодня опасны. И вот об этом мне пришлось не раз говорить с теми, с кем я вел диалоги в Татарстане. Сегодня общество вряд ли сможет жить в условиях религиозного вакуума. Невозможно сохранить ту систему присутствия религии в жизни общества, вернее, отсутствия религии в этой жизни, которая имела место в Советском Союзе. Можно сколько угодно говорить: вот, мы жили 30-40 лет назад, не знали, какого мы роду-племени, какой национальности, какую веру исповедовали наши предки, — и всем было хорошо, и имели место мир и дружба. На самом деле это была ложная самоуспокоенность. Не случайно окончание существования Советского Союза посрамило все разговоры о том, что в советском обществе не было проблем.
Сегодня реальность принципиально другая. Как оказалось, общество потребления, которое навязывали многим странам, в том числе нашему народу в течение нескольких десятилетий, не способно сделать человека счастливым. Вакуум религиозности не может длиться долго. Нельзя вытеснить из жизни человека, из человеческого ума и сердца Бога, вечные вопросы, поиск конечного смысла бытия. Этого не сделаешь при помощи любых товаров, услуг, развлечений, при помощи политической риторики. Чем больше общество пытаются представить как якобы имеющее конечной своей целью потребление, тем больше возникает религиозной жажды. Тем больше люди начинают искать ответы на самые сложные вопросы, на которые не ответишь при помощи роста потребления или каких бы то ни было экономических рецептов. И, к сожалению, в тех местах, где существовал и до сих пор существует вакуум знаний о религии, о настоящей религиозной традиции, особенно связанной с историей твоего общества, твоего рода и твоего народа, — получали наибольшее распространение экстремистские учения, весьма опасные и для самого человека, исповедующего одно из таких учений, и для окружающего общества и, может быть, для всего мира.
Сегодня человек, особенно молодой, ищет честного, прямого, ясного ответа на вечные вопросы бытия. И, к сожалению, часто получается так, что такой ответ — вроде бы простой, но на самом деле не укорененный в настоящей религиозной традиции — ему дают разного рода экстремисты. И если в школе, в массовой общедоступной форме юноша или девушка не получают знаний о своей религиозной традиции, почти наверняка они увлекутся потом не идеями толерантности и безрелигиозного гуманизма, а как раз одним из религиозно окрашенных экстремистских учений.
Сегодня очень важно, чтобы те религиозные традиции (в первую очередь православная), которые присущи нашей стране, которые создали наше общество, которые зарекомендовали себя многими веками практики, — преподавались и в средней, и в высшей школе при условии добровольности выбора каждой из таких традиций. Очень важно, чтобы обучение будущих религиозных лидеров разных религий и конфессий происходило именно в России, на основе наших собственных традиций. Неплохо, если человек стремится к особым знаниям, которые иногда можно получить только в зарубежной стране. Но если это делается без очень твердой мировоззренческой, гражданской, духовной основы, полученной в рамках своего народа, это часто приводит к жизненным трагедиям. Я знаю многих людей, которые, обучаясь за границей, перестали чувствовать себя составной частью своего народа. Может быть, таких было большинство в разных религиях и конфессиях.
Нам очень важно сегодня добиться того, чтобы именно в стране осуществлялась подготовка тех, кто должен вести за собой множество — иногда сотни, тысячи, десятки и сотни тысяч последователей того или иного религиозного учения. Нам очень важно понимать: вакуум знаний о религии опасен в современном мире. А теплохдадные, воспитывающие духовное безразличие и релятивизм курсы, рассказывающие о разных религиозных традициях и исключающие постановку вопроса о том, какая же из них истинна, какая из них ведет человека к настоящей блаженной вечной жизни — вряд ли смогут утолить духовную жажду. Религиозный вакуум не может быть вечным и даже длительным. Именно поэтому нам сегодня нужно добиться того, чтобы вся система образования и воспитания давала людям возможность увидеть силу, красоту и мудрость своей собственной религиозной традиции, а главное — и здесь мы как православные христиане скажем друг другу именно о православном пути — найти единственный путь в небо, единственный путь к Божией правде, который дан в Евангелии Христовом и в Предании Церкви. Путь, который Сам Господь открывает человеку, ведя его по стезям жизни христианина.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!