Главная Новости Аналитика и комментарии

Протоиерей Всеволод Чаплин: У Европы еще есть шанс на покаяние

Люди стали понимать: сообщество, в котором они живут, может быть выстроено так, что люди, особенно молодые, да и не только молодые, могут оказаться под жестким политическим, информационным и «воспитательным» прессингом.
Программа «Комментарий недели» телеканала «Союз» от 6 апреля 2014 года с протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества об очередном заседании Межрелигиозного совета России, которое состоялось 3 апреля

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте!

3 апреля в Москве состоялось очередное заседание Межрелигиозного совета России. Достаточно регулярно представители православного христианства, ислама, иудаизма и буддизма — традиционных религий, присутствующих на территории России, — встречаются для того, чтобы обсуждать проблемы, которые волнуют верующих разных религий и которые обсуждаются в обществе.

В этот раз обсуждалось несколько проектов, несколько идей относительно того, как представить мировые религии в тех или иных новых выставочных и парковых проектах, обсуждались итоги участия религиозных общин в жизни Олимпийских и Паралимпийских  игр в Сочи. Но две проблемы обсуждались особенно подробно. Это — будущее традиционных ценностей в Европе и положение на Украине, будущее российско-украинских отношений.

О Западной Европе мы говорили в связи с тем, что в этот раз с Межрелигиозным советом России встретилась делегация из Франции во главе с епископом Байонны и Олорона Марком Айэ. В делегацию входили представители разных французских общественных организаций, занимающихся борьбой с абортами, поддержкой семейных ценностей, заботой о детях-инвалидах, которые страдают от тяжелых, особенно неизлечимых болезней, о детях с синдромом Дауна в том числе. Шла речь о том, что общественность Франции сегодня заинтересована во взаимодействии  с общественностью России и других православных стран для отстаивания традиционных христианских ценностей.

Известно, что во Франции, которую многие считали и считают до сих пор бастионом секуляризма, и отчасти считают правильно, во Франции, которую отождествляют с полным нравственным безразличием, с торжеством порока — по крайней мере, в городской жизни, буквально за последние несколько лет возникло мощное движение традиционных христиан, в основном принадлежащих к Католической Церкви, за то, чтобы нравственные ценности, семейные ценности, в первую очередь ценности родительства и чистоты детства, не подвергались жесткому поруганию и жесткому разрушению со стороны ультралиберальных кругов. Сотни тысяч людей, да и миллионы людей в некоторых случаях, вышли на улицу для того, чтобы протестовать против признания однополого сожительства браком, против того, чтобы традиционные представления, вечные представления, Богом данные представления о семье и о браке подвергались бы эрозии вследствие разговоров о том, что браком может считаться любое сожительство, а гендеров, то есть половых идентитетов, сегодня чуть ли не 50 или больше.

Люди стали понимать: сообщество, в котором они живут, может быть выстроено так, что люди, особенно молодые, да и не только молодые, могут оказаться под жестким политическим, информационным и «воспитательным» прессингом, который бы полностью исключил исповедание этими людьми настоящего христианства и жизнь этих людей согласно Христовым заповедям. Не будем обманываться: в ситуации, в которой образовательная, пропагандистская, информационная машины утверждают, и очень жестко утверждают, на основе так называемого закона, на самом деле являющегося беззаконием, определенные ценности, — общество очень быстро переходит от свободы к промыванию мозгов, к идеологическому тоталитаризму. В таком обществе человек очень быстро окажется перед выбором: исповедовать ли свою веру или иметь возможность получить достойную работу, образование, признание в обществе, не быть белой вороной. В таком обществе большинство сразу же пойдет или, по крайней мере, после некоторого молчаливого сопротивления пойдет за теми, кто контролирует информационную, пропагандистскую, «воспитательную» и «образовательную» машины.

Именно поэтому, когда христиане говорят, что на уровне права, на уровне государственной идеологии, на уровне общепринятых норм не должны утверждаться антихристианские и абсолютно безнравственные идеи, они выступают за то, чтобы люди были по-настоящему свободными. Эти люди понимают: жить в обществе тотального, тоталитарного диктата безнравственных установок, антиценностей — для христианина будет очень сложно, а, может быть, и невозможно. Это общество практически совпадает с теми грозными пророчествами, которые мы читаем в Книге Апокалипсиса. В этом обществе может воцариться власть антихриста.  И мы не знаем — то ли Господь поразит современное человечество, так же как Он поразил человечество, жившее до всемирного потопа, то ли царство антихриста уже близ при дверех, то ли еще есть у нас возможность для покаяния. Покаяние – это всегда изменение жизни, это всегда что-то, что позволяет переустроить не только нашу собственную жизнь, но и бытие общества, потому что личный грех побеждается личным покаянием и личным исправлением, а грех народа, который зафиксирован в каких-то принятых всем народом решениях, грех общий, о котором писали и говорили многие святые, побеждается исправлением жизни самого этого общества, самого народа, от имени которого, при участии, при согласии которого совершается такой общий грех.

У Европы, в том числе у Западной Европы, я убежден, пока еще есть шанс на покаяние и на исправление жизни. И об этом свидетельствуют многие люди, которые приезжают сюда с Запада, люди, которые выступают в СМИ, в том числе христианских. Делегация из Франции, которая приехала сюда, засвидетельствовала в очередной раз, что разделение между людьми, которые помнят о заповедях Христовых, и людьми, которые с ними борются, борются за то, чтобы их не было в общественной жизни, эта линия проходит не между Востоком и Западом. Она проходит внутри многих обществ, будь то общество Франции, общество Украины, общество России, общество Германии… Многие народы имеются в виду.  Во многих народах есть те, кто хотел бы жить по Христовым заповедям не только как индивидуумы, но и как социумы. И во многих народах есть те, которые говорят: уберите «отсюда», из общественного пространства, любое упоминание о религии, уберите любые факторы, сдерживающие безграничное проявление человеческой свободы, в том числе свободы любых пороков, вроде педофилии, убийства людей уже без их согласия, а такое сегодня предлагается под видом эвтаназии, и так далее.

Как мы знаем, среди общественности России, Украины, других православных стран сегодня происходит кристаллизация центров объединения людей, в том числе ради поддержки семейных ценностей. Недавно я был на одном общественном мероприятии, в ходе которого люди, вроде бы далекие от обычных разговоров о семейных ценностях и о нравственности — один предприниматель, несколько журналистов, несколько деятелей искусства, в том числе, скажем прямо, шоу-бизнеса — вдруг стали очень убежденно говорить против такого явления как детские конкурсы красоты, которые с юного, детского возраста приучают людей торговать собой, торговать своей внешностью и жестко конкурировать за то, чтобы тебя признали как самую красивую девочку или самого красивого мальчика. Никто этих людей не побуждал — ни со стороны духовенства, ни со стороны государства — выступить с этой инициативой, они выступили сами. Когда я читал в течение последних недель выдержки из отчетов епархий, говорящие об отношениях Церкви и общества, я заметил, что среди общественных православных организаций и организаций, близких к Церкви и сотрудничающих с ней, очень много организаций родительских и педагогических. И эти организации также отстаивают общественную нравственность.

Во Франции, как засвидетельствовали наши гости, которые участвовали в диалоге с Межрелигиозным советом России, также есть очень много людей — в том числе это педагоги и родители, — которые объединены стремлением сохранить семейные ценности и утвердить их в жизни общества. Будем надеяться, что взаимодействие между общественностью разных стран, в том числе стран Запада и Востока, будет максимально полным, будет активным и будет давать чувствовать поддержку друг друга в тех непростых процессах, которые происходят в современном мире. И крупные религиозные общины — христианские, мусульманские, исламские, иудейские — объединяют таких людей. Людей, которые могут вместе молиться, но могут при этом участвовать на разных сторонах в политическом противостоянии. И не дело религиозных объединений занимать ту или иную сторону в политическом конфликте, поддерживать эксклюзивно ту или иную партию, того или иного лидера, но ценностный вопрос, вопрос, который тоже имеет политическое измерение, но который не может оставаться в стороне от слова и дела религиозных общин, этот вопрос для нас, конечно, важен.

Верующие люди не соглашаются с тем, чтобы когда-либо народы Украины и России стали бы враждующими народами. Для верующих людей важно сохранение таких ценностей, как настоящая семья, как строгость нравов, как мир и справедливость, как достойная жизнь людей, в том числе достойное и справедливое экономическое устройство, как свобода выбора народом своего мировоззрения, своего образа жизни, вектора своего общественного развития. Очень хочется надеяться, что все эти ценности будут в современной Украине сохранены вне зависимости от того, какой политический выбор и какой вектор политического развития будет избран. И всем известно, что среди людей разных политических убеждений — от коммунистов до «Правого сектора» — есть те, для кого дороги христианские ценности. Есть те, для кого традиционная нравственность и возможность для людей жить по своей вере – не пустой звук, но важная составляющая общественного выбора.

Межрелигиозный совет России принял специальное заявление в связи с событиями на Украине, и вот что говорится, в частности, в этом тексте: «Украинский и российский народы объединены многовековой совместной историей, неразрывными духовными, культурными и родственными связями. Наши братские народы должны трепетно охранять эту общность и трудиться над ее развитием. Надеемся, что никому и никогда не удастся превратить Украину во враждебное России государство. Также убеждены, что мудрый и свободолюбивый народ Украины должен сохранить право самостоятельного выбора своего исторического пути, своих ценностей, которые не оторвать от многовековой истории, своих нравственных норм, своей модели устроения экономики, общественной и государственной жизни. Важно сохранить и общее культурное, духовное пространство авраамических религий. Уважая право всех жителей Украины и различных общественных групп на свободный выбор пути своего развития, мы обращаемся с призывом сделать все возможное для мирного и взаимоприемлемого разрешения существующих споров и разногласий. Мы считаем недопустимым любую дискриминацию по языковому, этническому, религиозному или политическому признаку. Только признание всего объема законных прав разных этнических, региональных и религиозных сообществ, в том числе права на участие в определении судеб всего государства, при одновременном уважении традиционных ценностей большинства народа способно предотвратить возникновение новых источников нестабильности. Как собственную рану воспринимаем гибель людей, появление беженцев, повышение в украинском обществе уровня нетерпимости и взаимного отчуждения, притеснение некоторых религиозно-общественных деятелей, угрозы нормальному функционированию монастырей, храмов, мечетей и синагог».

Религиозные деятели России готовы делать все, согласно документу, «чтобы содействовать мирному урегулированию всех противоречий на Украине и в ее отношениях с Россией». Будем надеяться, что голос верующих людей всегда послужит примирению враждующих, объединению людей и тому, чтобы каждый человек и каждая общественная группа могли чувствовать себя не чужими в рамках того народа, того государства, того общества, в котором они живут. Всем мира, всем радости, всем помощи Божией в добрых делах.

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.