В предрождественские и рождественские дни в средствах массовой информации, в социальных сетях, да и просто в вопросах, которые слышит каждый священник, люди интересуются: что делать, как провести более чем десятидневные каникулы, как наполнить их не бездумной релаксацией и сомнительными развлечениями, а смыслом. Видя это, нам нужно использовать эти вопрошания, чтобы ответить и раз, и другой, и третий: смысл нашей жизни — Христос. Он к нам пришел, и в этом радость праздника. Его спасение нам дано, и в этом смысл нынешнего торжества.
Елки, подарки, походы в гости, детские утренники — все это хорошо, но только тогда, когда мы служим не моллам, не шоу-бизнесу и не платным массовикам-затейникам, а рождшемуся в Вифлееме Богомладенцу. Идем за его звездой в настоящее отечество, в Отчий дом. И на детской елке, и на праздничном концерте, и в гостях, и в рождественской газетной колонке, и в фейсбуке или твиттере можно и нужно в эти дни сказать о Христе. И напомнить о том, что центром жизни христианина являются храм и Евхаристия. А сам год и календарь, данные нам для того, чтобы наблюдать времена и сроки, построены вокруг воспоминаний о Спасителе и о деле спасения, вокруг праздников, наполненных предельно высшим, вечным смыслом.
Обязательно в эти дни нужно призывать всех, кто чувствует свое родство с православной традицией, прийти в храм Божий. На светских мероприятиях, предшествующих Новому году, я подхожу буквально к каждому, кто считает себя православным, и даже к неверующим и говорю: приходите в храм на Рождество. Кто-то может посмеяться, кто-то — не вполне понять, но я ни разу не слышал жестко негативного ответа, пусть не каждый и приходит. Более того, есть люди, которые скорее придут на ночную трапезу, но в следующем году или через два-три года придут уже на богослужение. Впрочем, не только в эти праздники, но и во все дни нам нужно говорить о настоящем центре и настоящем смысле христианской жизни.
Вот что сказал на недавнем епархиальном собрании Москвы Святейший Патриарх Кирилл: «Дорогие владыки и отцы, призываю вас не только в беседах, но и на проповеди, причем неоднократно, разъяснять смысл общей церковной молитвы, пояснять всю глубину значения причащения от единой Чаши, не только как личного единения со Христом, но и как единения друг с другом в теле Христовом».
Думаю, что подобное могут сделать и многие миряне, знающие основы Православия. Более того, для них очень важно самим быть настоящими участниками богослужения, а не теми, кто пришел ближе к концу службы помолиться о чем-то своем и уж тем более не теми, кто воспринимает храм как место «быстрого ритуального обслуживания». Для меня как священника все больше становится проблемой тот факт, что люди, приходящие на литургию и желающие причаститься, появляются в храме в середине службы, ближе к евхаристическому канону, а то уже и после его начала. Очередь на исповедь почти исчезает к чтению Евангелия, а потом откуда-то появляется снова. Иногда предлагают не пускать к причастию взрослых, которые пришли в храм после пения Символа веры. Не знаю, стоит ли идти на столь жесткие меры, но все-таки нужно понимать: литургия — это общее дело, в котором мы должны участвовать от начала, а не собрание индивидуальных молящихся, каждый из которых занят чем-то своим и обращает мало внимания на совершающееся Таинство Евхаристии, в котором Господь Своим Телом и Своей Кровью пребывает среди нас здесь, сейчас, ради нас, ради самого главного в нашей жизни — спасения.
Напомню и такие слова Святейшего: «Господь возжелал, чтобы мы достигали спасения не в одиночку, но сообща в общине Его последователей. Сам факт создания Церкви является Божественным указанием на то, что вне этого общения нет спасения».
Будем помнить об этом, придем сами и призовем всех разделить великое счастье Евхаристии — на Рождество, на Крещение, близким уже Великим постом, всегда, когда Господь нас призывает.
С праздником Рождества Христова, братья во Христе и сестры! Мира миру, мира России, мира в ваших семьях и среди соработников, мира Христова, мирного духа, спасающего и возрождающего многих!