Протоиерей Живко Панев: Присутствие в Интернете должно быть ответственным
Будущее общения принадлежит сегодня Интернету. Но вклад цифровых технологий не может заменить непосредственного контакта, в котором участвуют все чувства человека. Поэтому необходимо рассуждение, осторожность.
Интернет является площадкой, где мы должны распространять христианскую проповедь сегодня.
Прежде всего, нужно сообщить. Сообщить как христианам, так и нехристианам, что такое Церковь, что происходит в Церкви. Хотя, информировать есть ни что иное, как интерпретировать события, это должно быть сделано на объективной основе (проверить источники), ответственно (знать, что информация представляет всю Церковь, а не только самого информирующего) и конструктивно (информация должна предложить пастырское видение и должна быть частью истории спасения , потому что только правда спасает).
Другим аспектом этой информации является язык, используемый в православных СМИ. Слишком часто сообщения и официальные речи церковных органов написаны в риторической стиле, с использованием стилистических и лексических форм, которые чуждыя современному читателю, всегда в спешащему, любящего простоту. Это особенно верно для Интернета!
Наконец, образовательный аспект: через Интернет вы можете создать или получить доступ к огромному массиву информации о Православии. Иногда сайты являются результатом индивидуальной инициативы или простых верующих духовенства, которые вкладывают свое время и навыки, иногда это является частью коммуникационной политики в образовательной структуре. Я должен приветствовать в этом смысле факультеты и семинарии Русской Православной Церкви, которые проделали отличную работу по размещению в сети богатства православного учения, причем не только на русском языке. Мы можем привести в пример сайт Московской Духовной Академии Bogoslov.ru, публикующий статьи также на греческом, немецком, английском и испанском языках. Этот пример также напоминает нам о финансовом аспекте коммуникации.
Эффективное общение на устойчивой основе требует финансовых ресурсов. Если в странах православной традиции у местных церквей есть финансы, необходимые для создания сайтов и оплаты журналистов и видеооператоров, ситуация совершенно иная в странах не-ортодоксальной традиции. Приведу пример: все, что мы вкладываем онлайн с 2005 года является продуктом волонтерской работы отца Кристофа Левалуа, вашего верного слуги, и двух сотрудников. Мы не получаем никакой помощи ни Грантов ни от церковных властей, ни от гражданских властей, ни во Франции, ни за рубежом. Мы внедрили онлайн-подписку на некоторые статьи и видео системы, но количество абонентов недостаточно для дальнейшего развития нашей работы. Православная Франция онлайн, как и все пользователи Интернета, не знают, что эта работа имеет свою цену и что бесплатный Интернет — мираж. Поэтому мы ищем решение.
Важным аспектом православного общения в сети является объединение людей, создание общин или просто воцерковление. Личные блоги с возможностью оставить комментарии, объявления, Facebook, Twitter, форумы и группы новостей являются каналами этого общения. Православные христиане там присутствуют, но их присутствие должно быть продуманным и ответственным. На наш взгляд, нужно создать тренинг «менеджеров православных сообществ», чтобы обеспечить общение в соответствии с этикой и принципами Церкви.