Протоиерей Владимир Воробьев, настоятель храма святителя Николая в Кузнецах, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:
Поздравляю дорогого отца Александра с шестидесятипятилетием! Желаю ему помощи Божией в его пастырских и священнических трудах. Желаю ему доброго здоровья, сил, крепости, умножения его многочисленного семейства. Думаю, что потенциал его семейства далеко не исчерпан — у отца Александра еще должно родиться много-много внуков и правнуков.
И, конечно, я желаю, чтобы то дело миссионерского служения, которое он совершает для Церкви, чтобы оно все больше и больше развивалось при помощи Божией, и чтобы все больше и больше людей посещало его сайт «Правмир» и обращались бы к Церкви.
Протоиерей Алексей Емельянов, декан Факультета церковного пения Православного Свято-Тихоновского университета, преподаватель спецкурса Нового Завета
Поздравляю от всего сердца отца Александра с этим юбилеем!
В приближении этого замечательного дня мне хочется вспомнить, как в нашей совместной жизни был совершенно особенный период, когда мы жили в Чертановской деревне или в микрорайоне Чертаново Северное. Это был экспериментальный район, построенный в 1980-х годах прошлого века, где давали квартиры многодетным семьям.
Была квартира у нас и Ильяшенок. Тогда они были не такие большие, как сейчас. Приехали они туда, когда их было меньше, чем нас. Уехали они оттуда, когда их было двенадцать человек детей и двое родителей.
Это время замечательно тем, что в пределах шаговой доступности — не более трех минут ходу, вместе оказалось сразу пять близких христианских многодетных семей.
Время это было совершенно незабываемое, когда мы регулярно виделись и ходили друг ко другу на всякие посиделки. Моя будущая супруга также бывала там регулярно, потому что отец Владимир просил молодых девиц помогать этой замечательной семье.
На наших глазах росли эти дети. Это удивительная пара отец Александр и Мария Евгеньевна. Православная семья. В их квартире происходили исповеди и крещения. Отец Владимир исповедовал в частных квартирах, где в таких случаях собиралась большая часть общины, поскольку в храме было исповедовать невозможно и опасно. Ильяшенко давали свой кров для церковных собраний.
В этой обстановке росли их прекрасные дети, все такие разные и яркие, но у которых был всегда был добрый контакт друг с другом. В этой семье новых деток особо трогательно ждали.
Отец Александр являл собой образ, в каком-то смысле, идеального отца, который, с одной стороны, брал на себя ответственность, всегда трогательно заботился о всяких немощах своей супруги, охранял и оберегал ее. Он всегда был примером редкой бодрости и оптимизма. Он являл благодатное состояние, исполнение слов апостола Павла из послания Фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь, в этом есть воля Божия во Христе Иисусе о вас».
Хотя жили они весьма непросто. Непросто в самых разных смыслах, начиная от материального, кончая физическим. Потому что такая огромная семья — это свидетельство преодоления естества. Отец Александр все это делал между делом, абсолютно непафосно. Это было хорошо, и у них было всегда хорошо.
Сейчас мы, к сожалению, живем довольно далеко друг от друга, но отец Александр приходит в Николо-Кузнецкий храм и продолжает хранить это единство, которое тогда возникло и не переставало все эти годы.
Его семья, как средоточие единства, продолжает свое бытие на новом уровне. Теперь в это единство включаются прихожане храма Всемилостивого Спаса, прихожане отца Филиппа Ильяшенко и, можно сказать, огромная армия, ну или не армия, а взвод внуков: у них 35 или 36 внуков. Жизнь жительствует на новом уровне.
Я бы сказал, что он, как патриарх Авраам и еще скажу, что он больше Авраама в этом смысле, потому что у Авраама было всего два внука от Сары — Исав и Иаков. Правда, у него были еще дети, но детей от Агари мы не берем, потому что у Авраама было две жены, в отличие от отца Александра. Итак, я поздравляю его больше Авраама. Правда его превзошел Иаков, у него было 75 душ. Значит, я поздравляю его, как большего Авраама и меньшего, чем Израиля. Желаю ему превзойти меру Израиля.
Они должны превзойти, потому что у моего дедушки было 33 внука на 6 детей, а у них 12 детей, значит, у них должны быть больше 60 внуков.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан Факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского университета
Ваше преподобие, дорогой отец Александр!
Примите сердечные поздравления с вашим шестидесятипятилетием от прихода храма Воскресения Христова в Кадашах. Мы ценим вашу многостороннюю деятельность. Вы активно возрождаете и развиваете приход. Вы известны, как замечательный духовник и ведете большую духовную работу — многие люди возродились к духовной жизни в Церкви благодаря вам.
Всей России известен ваш сайт «Правмир», который имеет огромное просветительское и миссионерское влияние.
Надо добавить, что ваш сайт оказал существенную помощь приходу храма Воскресения Христова в Кадашах в трудные моменты в жизни прихода, и мы вам выражаем за это постоянную и непреходящую благодарность.
Желаем вам и вашей многочисленной семье духовной радости, помощи Божией в многотрудных делах.
Иерей Иоанн Воробьев, преподаватель Православного Свято-Тихоновского университета
Мы горячо поздравляем отца Александра! Мы его очень сильно любим! Он для нас всегда излучает радость, энергию, позитивность, бодрость! Он является примером для всех многодетных семей. Он очень любит Родину и любит историю России. Хотя он не историк, он изучает историю Родины и старается найти истину. Мы хотим пожелать ему многая лета, больше мудрости и еще больше внуков!
Владимир Лавров, доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:
Протоиерей Александр Ильяшенко рожден в день великих славянских просветителей Кирилла и Мефодия. А отцом Александром и его единомышленниками «рожден» на редкость посещаемый — 2,5 миллиона посещений в месяц! — просветительский, миссионерский, просто интересный и не уклоняющийся от обсуждения острых проблем портал «Правмир». Причем портал создан по инициативе «снизу» и тем самым свидетельствует о творческой внутренней жизни Русской Православной Церкви.
И еще о творчестве «снизу». Возможно, внимательные зрители видеоцикла «Историческая миссия России» заметили, что отец Александр и я обсуждали исторические проблемы на фоне подушки, появление которой на экране не оправдано никак. Впрочем, «оправдание» есть – подушка прикрывала дефект стены. А когда отец Александр радушно приглашал в историческую студию портала, то зрителям было не видно, что вся студия – диван на маленькой, но чистенькой кухонке… но какая аудитория!..
О каком центральном СМИ можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»? Нет такого. Только у православных чувствуется, что разговаривают русские о русском.
Многая лета отцу Александру, доброму и духовно глубокому современному просветителю!
Татьяна Алешина, к.т.н., доцент МГСУ и ПСТГУ, главный редактор Интернет-журнала «Непридуманные рассказы о войне»:
С отцом Александром я познакомилась в Российском Православном Университете им. Иоанна Богослова. В 1995 году я была студенткой 1 курса. Батюшка преподавал на нашем факультете курс «Основы православной веры». Помню, его лекции были весьма необычными. Он рассказывал о жизни верующих людей, которых хорошо знал – это были или его родственники, или друзья. Говорил о благородстве и красоте жизни этих людей в контексте православной веры. На занятия к нему набивалась полная аудитория, было интересно. В течение семестра он доброжелательно общался с нами, студентами. Эта форма общения скорее напоминала не лекции, а беседы.
Наконец, пришел конец семестра и нам выдали длинный список вопросов к экзамену. Я поняла, что надо брать учебник и самостоятельно готовиться. Взяла книжку протоиерея Фомы Хопко «Основы православия». Она мне казалась наиболее простой и понятной, начала изучать. Наступил день экзамена, батюшка пришел в аудиторию, сел за центральный стол, перед собой положил икону Воскресения Христова. Первый раз в жизни я должна была сдавать экзамен священнику, у меня тряслись коленки… Вытянула билет, села готовиться. В билете было два вопроса. Шпаргалками пользоваться было страшно, да и сидела я на первой парте. Немного написала на листке для ответа.
Пришло время идти и отвечать билет. Я очень волновалась, помню, голос мой дрожал. Отец Александр послушал мое лепетание, сказал спокойным голосом: «Хорошо!» Показал рукой на икону Воскресения Христова, задал вопрос: «Какое событие на иконе?» Пока я собиралась с силами ответить, пауза между вопросом и ответом как-то слишком затянулась. И тогда он начал мне помогать, задавая очень простые, наводящие вопросы: «Кто изображен в центре? Кто по бокам? Что у Спасителя в руках?» и др. Я что-то отвечала и думала про себя, что «трояк» мне обеспечен.
Когда батюшка взял мою зачетку, чтобы поставить оценку, повернулся ко мне и неожиданно задал вопрос: «Вы не расстроитесь, если поставлю «четверку»? Я отвечала так рассеяно и нетвердо, что мне надо было ставить твердый «трояк», а мне предлагают «четверку»?! Да еще в такой вежливой форме!
Следующая наша встреча с о.Александром произошла в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря. Моя сокурсница подошла ко мне и предложила подойти поговорить с батюшкой, я сказала, что мне неудобно. Тогда она сама подошла и представила меня батюшке, так я попала на первый разговор к нему в церкви. Мы побеседовали, он попросил, чтобы я прочитала книжку отца Иоанна Крестьянкина об исповеди и в следующий раз пришла. Книжку я нашла, прочитала и пришла вновь. Так я потихоньку стала ходить к батюшке, исповедаться и задавать вопросы, волнующие меня.
Он много времени отдавал общению с молодежью. Хорошо помню, как на исповедь к нему выстраивались длинные очереди молодых девушек и юношей. Он исповедовал и беседовал с людьми у потемневшего образа Спасителя, в правой части Сергиевского храма, тогда еще не отреставрированного. Люди терпеливо ждали, сидели в храме до закрытия метро.
В библиотеке мы пили чай между парами, рассматривали новые поступления книг и беседовали. Страх общения со священником совершенно пропал. В студенческие годы православная вера предстала передо мной яркой, наполненной, прекрасной и живой, в том числе благодаря батюшке. За что я ему очень благодарна. Многая и благая лета дорогому отцу Александру!
Юлия Посашко, автор книги «Монахи. О выборе и о свободе»:
В знакомстве моем с отцом Александром, наверное, многие могли бы узнать и свою историю.
Потому что началось оно чайком.
«Пойдем, чаек попьем», — сказал тогда отец Александр, и бодро зашагал по лестнице приходского домика, на второй этаж, в трапезную. Наивная, я еще не знала, что «чаек» предварялся полноценным обедом из первого и второго… Сидели мы с сестрой, тогда еще не прихожане, а гости прихода. Не помню, о чем говорили – о разном. И в конце концов –надо отдать должное – действительно пили чаек!
Потом говорила я с о. Александром уже без «чайка», один на один. Что-то я рассказывала о себе, в чем-то попросила совета. Выходя уже от батюшки, прощаясь, вдруг сказала то, что в голове крутилось: «Знаете… У меня впечатление, что я Вас всю жизнь знаю».
Так и осталась в храме Всемилостивого Спаса.
——
«Стой на месте, не двигайся. Стоишь? Теперь слушай: о глупейшая! О глупейшая!».
Тут уж волей-неволей улыбаешься, сохнут слезы твоего унылого «плача Ярославны». Еще через некоторое время делаешься хоть чуть-чуть способной слышать. Тогда только отец Александр говорит что-то касающееся твоей души.
А бывало и так: с недоумением каким-то к батюшке бежишь, со слезами… прибегаешь и видишь, что надо подождать – исповедь идет, или с кем-то другим разговор. И вот ждешь пока, поглядываешь на отца Александра… и вдруг чувствуешь, что — прошло, никакие слова уже не нужны. Подходишь и, как дурак, говоришь: «Батюшка, у меня все плохо было, но я вот прибежала к Вам… и все снова хорошо. И вопросов у меня к Вам никаких нет. Благословите идти домой!».
Я не знаю, много ли людей, которые умеют так принимать и любить? И – людей с таким жизнеутверждающим чувством юмора?!
Этим оживаешь, этому учишься – учишься понимать хотя бы отчасти, КАК любит нас Бог.
И очень хочется, чтобы и батюшка ответно чувствовал вокруг такие же тепло, любовь, чудо жизни. Многие лета.
Екатерина Сысина, координатор проекта «Вопрос священнику»:
Мое знакомство с о. Александром произошло 18 лет назад, весной 1996 года, когда я училась на третьем курсе Российского Православного Университета. Я считала себя уже вполне воцерковленной девушкой, как же, ведь я уже целых шесть лет как крестилась, два года посещала воскресную школу, учусь в православном университете, пою в хоре! Нашу первую беседу и мою первую исповедь у о. Александра я не помню совсем, а вот вторая наша встреча произвела на меня такое впечатление, что я помню ее до сих пор. Собственно, меня поразил один момент, который со стороны может показаться вполне заурядным, но для меня он был просто ошеломляющим открытием. Не помню сейчас, сколько времени прошло между первой и второй нашей беседой, но точно не один день, а может, и не одна неделя. Но, когда я подошла второй раз, батюшка сказал, что он помнит меня, однако попросил прощения за то, что забыл мое имя, и потом начал беседу как раз с тех вопросов, которые мы обсуждали в прошлый раз. То есть батюшка действительно помнил меня и помнил мои вопросы и проблемы, это была не просто дань вежливости! То искреннее внимание и забота, которое я ощутила тогда, так тронули меня, что я пришла еще раз, и еще раз, так что эти несколько слов, сказанные с любовью и теплом, определили многое в моей дальнейшей жизни. А еще я услышала ответы на свои вопросы, причем батюшка беседовал со мной довольно долго, терпеливо и подробно отвечая на каждое недоумение. И вот уже много лет я не устаю удивляться, как батюшке хватает любви, внимания, терпения возиться со всеми нами. Мы привыкли к этому, и не всегда замечаем, а ведь на самом деле это требует огромных сил.
Когда-то случилось мне провести целый день рядом с батюшкой: с утра – на литургии в храме, потом батюшка поехал соборовать и взял меня с собой, затем мы поехали служить молебен у мощей св. Матроны Московской, а после молебна поехали на всенощную. И как обычно после всенощной батюшка стал исповедовать, а я вернулась домой. Мне позвонила подруга с какой-то своей проблемой, а я поняла, что настолько устала, что у меня одно горячее желание – поскорее попрощаться, повесить трубку и отдохнуть. И снова меня поразил контраст – батюшка в этот момент еще исповедует, и ведь хватает ему сил и терпения – ведь по своему опыту я знала, что всю усталость батюшка забывает, когда кому-то требуется его помощь и участие – а я даже подругу утешить не могу…
Еще хочется отметить неослабевающий оптимизм батюшки и чувство юмора. В любой, самой, казалось бы, безнадежной ситуации, он пытается подбодрить, пошутить, помогает взглянуть на ситуацию с другой стороны… Всегда расскажет какую-то подходящую к случаю историю, приведет пример из классической литературы или исторический анекдот. И вот уже ты невольно улыбнешься, вот уже легче стало, вот поднимаешь глаза и видишь смеющиеся глаза батюшки – и появляется уверенность, что проблема разрешится, начинаешь уже прикидывать, что и как ты можешь сделать для ее решения, вот уже все и не так страшно и безнадежно, как казалось еще минуту назад… И вот ты начинаешь молиться, что-то делать, и вдруг получаешь результат, превосходящий твои усилия в несколько раз! Бежишь поделиться радостью с батюшкой – и видишь, как он рад, но замечаешь в то же время, что он и не сомневался в результате! Но этот результат не только по твоим молитвам и усилиям – ведь и батюшка молится! И эта молитва так помогает и поддерживает!
Дорогой о. Александр! Я поздравляю Вас с юбилеем и желаю Вам здоровья и сил, помощи Божией в Ваших трудах, желаю реализовать Ваши творческие планы и воплотить все задумки, желаю Вам новых интересных путешествий и встреч! И самое главное – я желаю Вам, чтобы Вы находили в окружающих Вас людях такую же поддержку и опору, какую Вы даете нам! Многая лета!